Взгляд на "Тест-тур" с места водителя "Баргузина" (28.08.07 г.)


1. Об организации, амбициях и издержках воспитания

     Поторопился, ох как поторопился Денис Силантьев. Нет, не отчитываться должен был он с апломбом бывалого вояки, стойко пережившего «дорожную войну», а, как новобранец, оправдываться перед друзьями за неудачно перенесенную первую бомбежку.

      Не на белом коне прибыли «дендисты» к финишу «Тест-тура веломобилей «Золотое кольцо России-2007», или хотя бы как О.Халиков - Победитель пробега - на «Черной пантере» (да простит Олег за это название самовольно присвоенное его безымянному лигераду), а как аутсайдеры, просидевшие на хвосте впереди идущих добрую треть пути, и видевшие иногда только задние части их веломобилей, а то и, вообще, отставая на два-три десятка километров. И все из-за своих неуемных амбиций. Да и какой же смелостью надо обладать, что бы давать отчёт за весь «Тест-тур» (как бы за проделанную работу, а не поделиться всего лишь своим мнением), растянувшийся и во времени и, буквально, в пространстве!

     Перепутали коллеги- казанцы «Тест-тур» со студенческим веломобильным турпоходом выходного дня на природу: с палатками, ночевками у костра, водочкой и другими неизбежными атрибутами. Как нормальный человек, я и сам бы не прочь так расслабиться: покрутить педали несколько часиков, полежать на травке, пофотографировать кузнечиков, паутинку на кустах, искупнуться в протоке, посудачить о путях развития велотранспорта, да и домой. Но это - когда в отпуске, на отдыхе. А «Тест-тур» - это работа, причем тяжелая мужская работа.

     Веломобиль - транспорт, прежде всего, городов и магистралей. Сниму шляпу перед тем (нормальным, конечно) человеком, кто докажет, что веломобиль, тем более с малюсенькими 12 -дюймовыми колесиками - это внедорожник для которого песчаные дюны - родная стихия и которому в сопровождение требуется, как минимум, «Хаммер». Да и то, только чтобы потаскать за «Денди» лишние вещички.

     Ездить по бездорожью можно и на метле с педалями, было бы желание. И это не грубость. В 80-х годах был изготовлен образец подобного метлохода и он ездил, назло всем ездил. Но медленно.

     Мы провозгласили лозунг: дорогу веломобилю! И что? Отстаивать справедливость этой позиции необходимо на тропинке в лесной чаще, восседая на «Денди» и вдыхая аромат ромашки? И убеждать хлебосольных местных жителей купить это чудо техники на последние деньги. Бред! Не мог, столь уважаемый энтузиаст биотранспорта, как Д.Силантьев, не понимать этого. Тогда с какой же целью, или почему, отоспавшись с нами в ярославской гостинице, накупавшись днем в городских водоемах, и набравшийся сил в ночной фотосессии на набережных Волги (значит все-таки находилось время для знакомства с древними городами), Силантьев «со товарищи» утром на 17 километре костромской трассы «вдруг поддался» уговорам Ильи (заночевавшего там со Э.Стовбунским в палатке) и все вчетвером, бросив основную группу, удалились в глушь костромской земли в сторону г. Нерехты. Я только сутки назад, ночью привез на «Баргузине» «свалившегося с неба» (неожиданно для меня приехавшего на поезде) И.Афанасьева в гостиницу. Утром, у границы Ростова он впервые сел на велоденди, и покрутив педали, от силы километров тридцать пять, обессилел и был доставлен на машине к финишу этапа в Ярославль. И этот, в общем -то, добрый малый, но человек явно без претензий на лидерство, с помощью какой-то, еще прошлого века, устаревшей карты местности смог уговорить вас на явную авантюру? Поверить невозможно!

     Значит, сговорились заранее. Еще раз, зачем? Сорвать «Тест-тур», а затем указать на несостоятельность его организаторов? Тем более, что в этот день, нас покинули( но это хоть было заранее согласовано), к сожалению, и вернулись в Москву еще двое участников. Михаил Тымцуник (по состоянию здоровья) и Александр Устинов (неотложные дела).

       Ведь еще сутки назад, у въезда в Ростов все вместе обсуждали ситуацию: темп движения мал, не укладываемся в сроки, что делать? Там, у Ростова была первая точка маршрута для принятия решения: или сворачивать на Тейково и пройти всего полкольца, или идти вперед. Можно было, конечно, и увеличить продолжительность «Тест-тура» на день-два, как предлагали организаторы. Приняли общее решение: идти вперед, уложиться в сроки. Вторая точка маршрута для принятия решения - Ярославль. Здесь тоже можно было посоветоваться и укоротить его - уйти на Гаврилов-Ям и дальше на Тейково. Но вместо откровенного разговора, вы сговорившись разорвали связку ( а команда веломобилистов на автомагистрали - как альпинисты -тоже в связке)...

      По Золотому кольцу за многие годы в «Тест-турах» прошли десятки веломобилей и их авторов. Люди разных возрастов и физических возможностей. Как правило, на самодельных конструкциях. И всегда, уходившие в пробег вместе и приходили к финишу, помогая друг другу в пути. «Тест-тур» - это не только испытания веломашин, но и проверка на прочность характеров. Никогда еще, не было попыток рассыпать, расколоть команду пополам на трассе....

       Никакие увещевания, объяснения, что там тупик, что выезда на Ивановскую трассу нет, что там бездорожье были бесполезны: у нас своя свадьба. И забрали все вещи из «Баргузина». Баста! Расстаемся! Но нет, дальновидный О.Халиков, оставил в машине сумку с вещами. И Силантьев, подумав-подумав, согласился - таки встретиться на общем старте этапа от Костромы. Правда, опрометчиво пообещав прийти туда первыми.

     И вот, застряв на песчаном и гравийном покрытии, пройдя за день каких-то сорок километров, вы на долгие четыреста километров маршрута уготовили себе роль аутсайдеров, а по условиям «Тест-тура» вас, как не явившихся на старт этапа от Костромы, вправе следовало считать и вообще выбывшими из борьбы за Главный приз. Теперь вам в новой ипостаси, поддерживая пошатнувшийся имидж, можно было оправдывать «тугой» ход своих «Денди» любовью к окружающим красотам, недостатками организации пробега, жарой (хорошо хоть августовских ливней не было) и т.д. Можно было и покапризничать: и поляны вам для палатки не подготовили, и дрова не запасли, и речки к месту ночевок не передвинули. Извините, недоглядели.

     Рассказать бы надо было в бравом отчете и как вы, к ночи глядя, бросили товарища одного на трассе с неработающим мобильником, пытаясь догнать ушедших далеко вперед организаторов «которые не заняли ни одного призового места» (те, кстати, вдвое старше многих участников). А о происшествии сообщили, только в 22 часа, когда искать Афанасьева в темноте, в десятках километров было невозможно. Пришлось утром лететь назад на «Баргузине» за Суздаль забирать, уставшего в усмерть Илью. Это первый за все «Тест-туры» подобный случай и надеюсь последний.

     Или вспомнить как, оставшегося одного, Илью в сумерках гоняли подвыпившие «добрые» местные жители. Неизвестно били ли (не делился), но «Денди» покурочили. Можно было бы вспомнить и о ваших намерениях покинуть пробег в Костерево и вернуться на электричках в Казань, поскольку назавтра ждал серьезный- 120 километровый этап до Москвы. На котором, как и ожидалось, малоколесные «Денди» не стали фаворитами. Словом о многих своих «подвигах» которые только осложнили и без того непростой «Тест-тур» 2007. Один только вопрос остается без ответа: для чего нужно было их "совершать"?

     Тем более, что условия «Тест-тура» были в этот году самые демократичные. Маршрут и протяженность этапов известны заранее. Подобрано около двадцати мест для ночевок (а это, оказалось, - камень преткновения). Единственное требование: общий старт на каждом этапе, при этом время старта ежедневно согласовывалось со всеми участниками. А, а вот сам режим движения - свободный: крути педали, сколько хочешь отдыхай, купайся в речке, отправляйся на экскурсии и др. Главное - добраться до финиша к вечеру. В конце концов, если устал можешь вообще не ехать на веломобиле и пересесть в «Баргузин»- машину сопровождения (чем иногда пользовался И.Афанасьев, «накрутив» рядом со мной на сидении пассажира более 350 км).И ничего зазорного в том нет. Просто выбываешь из борьбы за Главный приз. И все участники согласились с условиями, подкрепив это подписью в заявке перед стартом. И вот, сев вместе со всеми в лодку и отплыв от берега, тут же начать ковырять ножичком днище... Умом не могу понять этого.

       Мне вообще непонятно было как можно, будучи в гостях, плеваться и безобразничать за столом и пытаться тут же рядом накрыть на газетке собственное пиршество.

       Нет, поторопился Денис Силантьев. Не отчетом здесь пахнет.

***

      Организация туристических путешествий на веломобилях: с посещением исторических центров, созерцанием красот российской глубинки, полноценным отдыхом, возможно регулярных, на коммерческой или иной основе - это совсем иная задача и при необходимости будет поставлена и решена.

      Но не дай бог, кто-то из клиентов пострадает, передвигаясь на необычном мускульном транспортном средстве, из-за ошибки создавшего его конструктора - административной ответственностью не отделаешься!

      Это к завершению темы «Денди». Итак она неоправданно раздута.

      В прошлогоднем «Тест-туре» я проехал на складном «Денди» почти двести километров по Золотому кольцу и был приятно удивлен. Скроен словно под мой размер, полноподвесной трайк из алюминиевых труб, дюжина передач, весом чуть больше 13 кг. Поздравил автора - Э.Стовбунского с хорошим техническим решением. Но вот, его же трайк на 20-дюймовых колесах бежал все равно шибче и легче.

      Изготовленные сейчас десять веломобилей «Денди» (я отдаю должное его создателям - это огромный труд и надежды и с большим уважением отношусь к ним как творческим людям) - это уже совсем другие машины. Сталь, 20 кг веса, всего три передачи, другая «геометрия» в целом, передней подвески нет, задняя при некоторых регулировках сидения не работает вообще, сход-развал колес определяется только качеством сборки, спинка сидения крепится ненадежно и т.д. Эти недостатки мы обсудили с Силантьевым в мае-июне после получения образцов из опытной серии.

       Но модернизированный авторами под туристский вариант (увеличен вынос каретки на 110 мм и отнесены назад на 100 мм опорные колеса) и использовавшийся в нынешнем «Тест-туре» веломобиль обрел склонность к переворачиванию на спуске при излишнем повороте передней части рамы с ведущим колесом. Причина: изменение компоновки веломобиля в целом привело к смещению вперед ц.т. В результате, при определенной скорости движения, при попадании одного из опорных колес или переднего колеса в углубление на поверхности дороги и при одновременном повороте части рамы, несущей переднее колесо, возникает опрокидывающий момент.

      Солидные фирмы-производители в случае такого "прокола" обычно приносят извинения и отзывают всю продукцию до устранения дефектов. А здесь в «Тест-туре» и сам конструктор Силантьев пострадал - разорвал себя в кровь, перевернувшись с веломобилем на спуске, и покупатель (Д.Веселов) в аналогичной ситуации сломал ногу на наспех модернизированном (и неудачно) «Денди», а с авторов как с гуся вода - бегом после пробега к компьютеру и- сообщеньице в зарубежный «Веловижн». Мол так и так, маленькое велочудо осилило большое Золотое кольцо России. А для солидности приписочка: это у нас называется «Тест-тур веломобилей». Значит, с одной стороны, уважаете, признаете, что «Тест-тур» значимое и важное для становления веломобилей в стране дело. Но вот, с другой стороны, ложечку своего дегтя добавить в «Тест-тур» надо было.

       Мне кажется, создателям "Денди" сейчас надо вернуться к началу(так бывает): взять лист «миллиметровки», карандаш, ластик и как следует почертить варианты рамы. До тех пор пока бумага не засалится или прорвется насквозь - это лучший показатель, что мозговой штурм состоялся. А пока - быстрехонько отодрать наклейки «Сделано в России» и спрятать их до лучших времен. Так будет честнее.

       Мне,как конструктору, эта тема интересна, и попытаюсь тоже что-то сделать из тех четырех «Денди» которые попали на наш склад, и если что-то получится- поделится идеями с авторами.

      На сегодняшний день «ДЕНДИ» - это хороший ТРЕНАЖЕР (мнение , с которым не соглашаться себе дороже, не только мое, но и С. Дашевского, опробовавшего «тугой» веломобиль на Золотом кольце в июле с.г. Думаю, его богатый опыт и авторитет в этом вопросе бесспорны) и (с учетом доработок) -неплохой ВЕЛОМОБИЛЬ ВЫХОДНОГО ДНЯ для активного отдыха в парках и непродолжительных турпоходов на 100-150 км. Основное же достоинство - он складной и малогабаритный. На этом можно и поставить точку.

***

       Кстати, САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛОСИПЕД В РОССИИ создал Сергей Дашевский. И всего за одну неделю, нынешней зимой. У него двадцать одна передача и как «у взрослых»: каретка, тормоза, шифтеры и пр. При этом, седло и руль регулируются "под рост". На эксклюзивном велосипеде ловко раскатывает сам автор. Иногда удается кому-то еще.

       Из-за врожденной скромности, Сергею неловко рассказывать самому о своих успехах. И чтобы, сделать ему приятное, я поймал полчаса, пока супругов не было дома, и придумал вот такой натюрморт-«Чайный сервиз СергеяДашевского». Сюрприз пришелся по душе обоим.

***

       Золотое кольцо России- идеальный полигон для натурных испытаний веломобилей. Здесь и дороги с различным покрытием, и перепады высот и тягуны и крутые спуски. Словом все то, что нужно для апробации колесных транспортных средств. «Тест -тур» веломобилей и был задуман с этой целью. А еще и как агитационный пробег, и, одновременно, знакомство с древними города Руси. Причем маршруты могут быть разные, как по сложности, так и по продолжительности. В зависимости от поставленных задач. Здесь незачем «открывать Америку». Важно только чтобы маршруты были соизмеримы с возможностями всех веломобилей и участников конкретного «Тест-тура».

      Главное, испытывая различные веломобили, в разное время, на одних и тех же участках можно сопоставлять их качество и приемлемость технических решений.

     Сейчас в стране ничтожно мало веломобилей, Пригодных для эксплуатации на дорогах и того меньше единицы-десятки не более. И задачей нынешнего «Тест-тура» было вытащить эти веломобили на одну, общую дорогу Золотого кольца России и вместе оценить, что имеем на сегодняшний день и как двигаться дальше. Смельчаков нашлось немного. Для сопоставления приглашены были и велосипедисты. И не обижаться и не завидовать надо их победам (да не могли они претендовать на Главный приз!), а делать веломобили способные на такие же и лучшие результаты. Появятся к следующему году иные, достойные конструкции веломобилей - будет предложена и соответствующая им программа «Тест-тура»

***

     Мы, все участники пробега, занимаемся общим делом - даем жизнь веломобилям ратуем за экотранспорт и пытаемся обратить в «нашу веру» других. Нас пока немного, мы - разные. Зачем же пытаться разрушить то общее, что нас объединило.

      Пройдет время, и многое забудется. Но уверяю, та радость которую испытали все участники на финише «Тест-тура» останется навсегда. Мы задумали и сделали это!

      Золотое кольцо за 9 дней - это реально. В первом пробеге 1986 года его прошли за 8 дней. Что, веломобили были лучше? Отнюдь. Просто мы были - команда!

       А изгнать ревность к собратьям велосипедистам - участникам «Тест-тура» можно только лишь создавая более удобные и быстроходные веломобили. Тогда будет оставаться больше времени и на отдых, и на экскурсии. Сергей Дашевский в день по 350 км проезжает в веломобиле на тренировках. По шоссе, между прочим. А нам слабо?

      Я понимаю, что этот текст иногда резок на слух. Но откровенен. Считаю, разговор между мужчинами о серьезных, принципиальных вопросах другим и быть не может. Иначе вместе кашу не сварим. Не правда ли, Денис?

***

       P.S. К финишу у МКАД последней пришла Наташа - единственная женщина в команде.

     Всего на несколько минут позже «дендистов» Силантьева и Стовбунского. Семьсот километров Золотого кольца покорила на двух веломобилях и мини-байке Галкина.

       «Страшную» пылящую пятикилометровую автомобильную пробку возле Новой Купавы близ столицы, слухами о которой так напуганы «ежики» в Казани, она прошла на веломобиле «Кэтуля» , вместе с парой других участников, как нож сквозь масло. Причем даже джипы уступали дорогу, восторженно ревя клаксонами. Я думаю потому, что она сидела высоко над дорогой, на уровне водителей машин. И ей не нужно было, как «дендистам» убегать из под колес авто, через подземный переход на противоположную сторону магистрали. Она была в транспортном потоке на равных с другими.

       Сотни километров она ехала на "шестнадцатидюймовках" на добрый десяток верст впереди «Денди» Силантьева. А когда поравнялись, умудрялась иногда на подъемах оставлять его на своем заднем колесе. Она не требовала обливать ее водой из ведра на трассе, устраивать старт-финиш у реки и пр. Вообще ничего,просто крутила "в охотку" педали. И Денис не имел права финишировать позже женщины, тем более на боготворимом им «Денди». Самолюбие не позволило бы. Об этой особенности его характера я ему и сказал в конце «Тест-тура». Не помню только, все ли джентельмены поздравили ее с успехом и поблагодарили за преподнесенный урок.

       Наташа- это мой маленький секрет для участников. Она совсем не спортсменка. Садится на веломобиль только раз в год: на старте «Золотого кольца», на все эти девять дней. И многим участникам пробега годится в матери - скоро уходит на пенсию по возрасту.

       Так что, рискнете посоревноваться с ней через год на очередном «Тест-туре»?

2. Сюрпризы девятидневки «Тест-тура»

                                         (продолжение следует)