Веломобили на Золотом кольце или два дневника двадцать лет спустя

Ульяновский В.В.                               сентябрь 2006 г.                                  (фото автора) 

        Путешествие на веломобиле - это  секунды стремительного спуска, минуты тяжкого труда на подъемах и, несравнимое ни с чем, ощущение свободного полета низко над землей на «горизонте».  Команда веломобилистов испытала это  вновь в  юбилейном пробеге по Золотому кольцу России 13-23 сентября 2006 года.                         

                                                                         ***                                             

           Иногда я ехал за ними в «Газели». Одной рукой крутил руль, другой вел поминутный дневник, третьей  настраивал фотоаппарат и вел фото и видео съемку, четвертой ловил по рации волну, ушедшего далеко вперед, 17-летнего Антона, пятой принимал звонки по мобильнику от «растов», шедших по своему графику и где-то, в очередной раз, нашедших сварку. При этом соображал, что еще можно сделать из подручных материалов, чтобы улучшить накат серийной «Риги», где сделать привал и остановиться на ночь, как погасить искру очередного внутреннего конфликта в команде и т. д. 

            Счастьем для меня было уговорить Сергея Пономарева сменить руль велофургона «Кенгуру» на руль «Газели» (а он единственный в команде мог подменить меня) и дать мне возможность  педального хода. И, благодаря ему, мне удалось, меняя веломобили, пройти в этот раз несколько этапов между городами Золотого кольца  полностью, а остальные - по мере возможности.

                                     ***                  

    
   

            Давно, в одной из статей о веломобильном туризме, я  в шутку  написал, что единожды севший за руль веломобиля - не отречется от него. Оказалась в этом есть значительная доля истины. Помню,  двадцать лет назад в первом таком пробеге и Геннадия Стерхова, и Виктора Федорова  и Александра  Пополова  и Владимира  Безбородова, и Александра Эйдельмана только путем долгих уговоров удавалось на один день пересадить в удобное автокресло, и заполучить заветное место в веломобиле...

            Ведь  только первые  километры, особенно  если старт утром и  сразу в гору, организм  с трудом  входит  в норму. А затем наступает состояние когда, кажется,  можешь обойти на веломобиле  весь земной шар. Хотя к этому  фантастическому рубежу приблизился пожалуй только один  из нас - казанец Эдуард ( Эд как он разрешил мне себя называть) Стовбунский -давний  мой соратник по увлечению веломобилями. На своих, пусть не самым изящных, но удобных для него и надежных конструкциях он прошел десятки тысяч  километров, в основном  в одиночку. И в этой части был в нашей группе самым опытным. Сейчас разбирая записи  московских бесед на кухне с ним, я понимаю, сколько интересного он мог бы еще рассказать о своих  странствиях. А сколько  приключений было у других  велопутешественников - КЭБовцов: Владимира Каменщикова, Юрия Карева, Андрея Желудова! 

                                                                         ***

          Юбилейный пробег веломобилей по Золотому кольцу России сам собой «нарисовался» у меня еще зимой. Этот год оказался богат на знаковые даты.

            Во-первых, тридцать лет назад была образована Международная ассоциация HPV.   Во-вторых,  14 мая исполнилось двадцать лет с момента создания Московского КЭБа  (клуба энтузиастов биотранспорта).

          Спустя две недели в Шяуляе, единогласно приняли решение сделать  его открытым для вступления  единомышленников со всего СССР. И в тот год не проводить Московский фестиваль-смотр веломобилей (для многих трудно было  получить еще один отпуск в году).  Я  вначале расстроился , но пришла идея организовать пробег по Золотому кольцу  России и сделать его традиционным.  Обычно   они завершали московские  фестивали-смотры веломобилей. В первый раз ушли шесть человек на четырех веломобилях, в сопровождении моего «горбатого» «ЗАЗ-965». Это было  13 сентября, тоже  двадцать лет назад. Это  в третьих.

            И, наконец, свой первый веломобиль «Колибри-35» я сделал  осенью, тридцать лет назад.

                                                                      ***    

      
     

           Изначальная  суть веломобиля - это общедоступное  транспортное средство. Независимо от возраста и физической подготовки.  И первый  пробег задумывался как испытание и конструкций, и  пилотов. Никто специально не тренировался, ни готовился к пробегу, и каждому предстояло испытать разные конструкции. 

           В 1986 году пробег занял восемь дней, и веломобили прошли более 800 км. Ежедневно проводились медицинские обследования (Безбородов В.А. к.м.н.–представитель ВНИЛТЭ). Все было в норме, хотя у одного из нас случился приступ язвы и пробег был под угрозой срыва. Но все обошлось.И в этот юбилейный пробег хотелось повторить те же условия. Случайные участники, случайные веломобили, более того  веломобили – ветераны. Интересно было посмотреть: как смогут пройти веломобили по современным, оживленным трассам.  Ну и, конечно, проверить  свои силы. Все-таки нам уже далеко за пятьдесят, а Эду исполнилось 66 лет (но фору он даст многим).  

                                                                      ***                  

           Я отправил в этом году  более трехсот  поздравительных писем свои друзьям – одноклубникам. От многих получил  весточки. К сожалению, за кого-то писали уже их родные. С другими встретился лично. Ездил на машине в Белоруссию  к Шавейко, Кареву, в Брянск к Белоенко и др. Получил очень теплое, как всегда письмо от Витаса Довиденаса. Он, в свои семьдесят лет, наматывает уже последние тысячи километров на колеса велосипеда, приближаясь к рубежу в 100000  км.Но сподвигнуть  многих, из той  кагорты  первых веломобилистов, на участие в пробеге   не удалось. Прошло много лет. Кто-то не готов, нет техники, у кого возраст или здоровье пошаливает. Кто-то занят  уже другим делом.

          Статистика говорит, что энтузиаст делает обычно две – три велоконструкции и иссякает. Заниматься профессионально веломобильным делом - это и дорого и требует  большой самоотдачи...  

        

        Осень -коварное время года. Погода переменчива и чтобы ничто не помешало пройти в этот раз по Золотому кольцу взяли  машину сопровождения «Газель-фургон»: для  ночного хранения веломобилей, в качестве мастерской для текущего ремонта, ну и, конце - концов, этот дом на колесах мог дать прибежище и ночлег для всей группы в экстремальной ситуации. Ночевать планировали в придорожных гостинцах, но на всякий случай запаслись палатками и спальными мешками. Хотя ночевки «для романтики»  вблизи шумных автомагистралей, среди сгоревших покрышек и прочего мусора, коим, к сожалению, полны  российские придорожные лесополосы - удовольствие не из приятных. А  искать приличные места, как правило, в сумерках, да и двигаться к ним  вне дорог группе веломобилей сложно. Мы же «привязаны» к магистралям. 

                                                                      ***               

            В таких дальних пробегах очень важен психологический климат в команде. Известно ,что натура человека, садящегося за руль автомобиля, тут же вылезает наружу. Как лучшие, так и не очень качества человека.

              Это применительно к веломобиля в не меньшей, а скорее в большей степени. Здесь ведь в качестве двигателя выступает человек. А ему свойственны и перепады настроения, и перемена самочувствия и  влияние смены питания и прочее И этот двигатель может давать сбои .И идти в общем темпе ,в общем режиме с командой не всегда удается. И нужно быть более внимательным в команде друг к другу, более чутким. Тем более, что и веломобили (а они пока все еще экзотика) разнятся по схемам и затраты энергии на их движение различны, и «характеры» у них отличаются.                 

                                                                       ***                                                                             

             

         Многие веломобилисты (и я в том числе) предпочитают в пробегах идти самостоятельно в своем темпе, не находится под пристальным взглядом сзади идущих коллег, т.е. обходиться без психологического  прессинга. Другие наоборот - парой, группами оказывая друг-другу  моральную поддержку. Эд, как  более опытный турист, не сразу, но признался мне, что он путешественник - одиночка уже много лет. Не получается у него по-другому.    

           Ребята - «расты» тоже  изначально видели себя в пробеге в ином качестве. Их броские,  во многом ирреалистичные  хромированные велоконструкции, рассчитаны  на эффектные покатушки перед публикой, коей на дорогах немного. Но не для длительных путешествий. Поэтому на определенном этапе им дали возможность самим определить степень участия в команде и  находиться  в городах Золотого кольца столько, сколько им нужно, догоняя нас на попутках.

                                                                       ***                                                       

        На мой взгляд, можно выделить несколько этапов становления команды в пробеге, и я был готов к ним.   

        Первый  день - это день эйфории. От  старта, от самого процесса  поездки, от избытка новых впечатлений или новых друзей. Во  второй-третий день (появляется усталость, выявляются детские болезни конструкций, мелкие ремонты, проблемы с организацией питания, быта и т.д.) начинают возникать первые трения и конфликты. Стихийно определяются лидеры в команде. Третий-четвертый день команда входит в рабочий режим, увеличивается протяженность этапов за  световой день, заканчивается притирка характеров и определяется  неформальная иерархия в команде, предпочтения и  наоборот...Затем следуют основные дни пробега в котором мелкие конфликты решаются «сами-собой».

            Выделяются предпоследние день-два Это - дни  предчувствия окончания пробега. Проявляется синдромы  психологической  и физической усталости. Здесь очень важно не перейти грань корректного отношения друг с другом.Наконец последний день пробега. Здесь две крайности проявляются  у членов команды команде: либо полное безразличие и апатия (без меня справятся), либо опять эйфория от близкого результата пробега. Важны, конечно, и личностные качества каждого из членов команды. Избежать заначек в виде лакомых кусочков и поедание их за спинами товарищей не получилось. С другой стороны, на видео видно как крутом подъеме Эд догоняет Наташу, а ей достался самый «тугой» веломобиль, и на ходу подталкивает пытаясь помочь единственной женщине в нашей команде подняться на вершину. Но в основном все сдружились, помогали друг другу и на трассе и в быту.                                                        

                                                                        ***

            В целом  же нам удалось весь  пробег пройти без  серьезных конфликтов, в хорошем настроении, без потерь (и веломобилей тоже) и всем вместе финишировать у границы Москвы, оставив за спиной  820 км  непростых дорог. И - это главное!

                                                                        ***

            Теперь о  технике, которую мне удалось опробовать в пробеге.

           Веломобиль «Кенгуру» (девичье название «Полтава-фургон» ) изготовлен Скалацким -земляком Мазурчака в 1987 году.  Удобное анатомическое сидение, классическая схема «мазурчак». К «Полтаве» мы добавили только грузопассажирский отсек и  приварили руль «аватар». Отработал более десяти лет в прокате Агентства «ЭТРА» на прокате и отправлен на заслуженный отдых. С этим веломобилем я давно знаком. Один из моих позвонков, к сожалению, слишком хорошо помнит  прыжок на нем с бордюра много лет назад. Для меня веломобиль  великоват, Рассчитан на габариты Пономарева.  Недостаток: и меет  только одну передачу, не «дальнобойщик».

            Ремонт на маршруте: заменена покрышка и ось  в сборе переднего ведущего колеса. 

          Веломобиль «Эдиссей-Эласт». Имеет лучший накат из машин пробега за счет установки передних колес на «подвеске Стовбунского» (они качаются строго в вертикальной плоскости). На нем в  основном и ехал Антон, Система управления передними колесами  «тележного» типа, несмотря на наклон оси вперед, обладает    характерными     недостатками:   руки постоянно напряжены, удерживая направления движения . Как  если бы руль автомобиля привязать резиновым жгутом к сидению: заданное направление вроде бы держит , а в поворот приходится вводить с  возрастающим усилием. Цепь регулярно соскакивает. Конструкция ее трассы требует доработки. 

           Ремонт на маршруте: замена начинки узла каретки в сборе с валом. 

          Веломобиль «ДЕНЭДИ-2». Компактная и динамичная конструкция. Словно рассчитана на мои габариты. Несмотря на малый диаметр колес, на хорошем асфальте имеет неплохой накат. Как только качество поверхности ухудшается или веломобиль съезжает на грунтовую обочину, скорость сразу падает. Удобное сидение- дышишь полной грудью. Можно расслабиться,  снять руки с руля.К недостаткам  относится: малая жесткость рамы  на кручение  (этап пришлось ехать «на левом боку» спинки сидения -  это следствие применения  клеммовых соединений); соскакивание цепи второй ступени привода  при качании передней подвески; недостаточная надежность крепления подвески задних колес. Неоднократно левое заднее выскакивало из под меня на полном ходу. Особенно обидно было испытать это на повороте на ивановскую трассу, на виду у гаишника, который успел перекрыть движение транспорта, пропуская нашу колонну.

           Ремонт на маршруте: замена промежуточного вала привода с опорным конусом и мелкий «топорный» (буквально с применением топора и деревяшки) рамки багажника. 

           Веломобиль «Рига-1».  Серийно изготовлен в  1988 году, конструктор В.Швец. Очень  легкий  с разборно-складной жесткой рамой. Но самый «тугой» на ходу. На нем и ехала Наташа.  Профиль сидения характерен для «паркетных» веломобилей. Дыхание затруднено, руки в позиции «богомол», постоянно хочется опустить их  вниз. Конструкция трассы цепи очень сложная (следствие складной  схемы веломобиля). К пробегу  только упростили раму и заменили заднее ведущее колесо с системой переключения передач. По-видимому,  конструктивный  дефект - люфт в шкворнях узлов передних колес  выводит колеса из плоскости, что и увеличивает сопротивление качению.

         Ремонт на маршруте: регулировка схождения  передних управляемых колес и «хреновый» (с ударением на первом слоге)  ремонт трассы цепи – заменил (по совету Эда)  опорную звездочку цепи на 202 подшипник, а щечки  изготовил из крышек от двух банок столового хрена (с лимоном!). В целом веломобили прошли без серьезных поломок. Не было даже ни одного прокола колес!                                 

                                                                         ***           

         Когда ехать, тогда и собак кормить. Пока жареный петух не клюнет. Пока гром не грянет. Суть пословиц одна: русский мужик неисправим.Ничто не мешало готовиться к пробегу заранее. Не хватило одной ночи.  Хотя всего-то надо было смахнуть пыль с раритетных конструкций, накачать колеса. И тем не менее. Флажки,  юбилейные значки и баннеры  получили накануне, а вот, приведенные в порядок  веломобили, загрузили в «газель» только глубокой ночью перед стартом.                                                      

                                                                          ***     

                       
           До последней секунды я не знал полного состава команды.

           Собирались в  пробег более десяти человек. Утром 13-го  в семь  часов позвонил кэбовец Алексей Лундин. Готов ехать, но только сопровождать на своей машине «Таврии». Не успел выпить кофе - на проводе Стовбунский. Он молодец, все -таки приехал из Казани (это был подарок) да еще с веломобилем. Ждет у метро. Следующий звонок от «растов» они едут к метро, накануне сварили-таки свой байки. Но их только двое. Следующий сигнал от Пономарева: он на месте старта, развлекает публику и корреспондентов. 

            «Газель» еле пробилась сквозь пробку на Рублевке. И к 11.00 была на месте старта в  поселке Рублево ( это на границе с Москвой). Мне он чем-то напоминает Шяуляй, и есть задумка  поселить в нем веломобили. Местная власть поддерживает. Потому-то там и стартуем.  Администрация и Управа как смогли устроили нам небольшие проводы: микрофоны, музыка, немногочисленные провожающие (день-то рабочий, утро),но главное -пособили с машиной сопровождения  ГАИ. Спасибо, приехал Александр Кучерявый - президент Клуба РАСТАБАЙК: проводить, сделать фото, пообщаться.

            Пока готовились к старту, на несколько минут организовали прокат на веломобилях. Построились в колонну и старт. Нас семь человек: Сергей Пономарев, Антон Асипов, мы с Наташей (кстати все сотрудники Агентства   «ЭТРА»-спонсора пробега ),  Эдуард Стовбунский  и растабайкеры  Сапожников Артем и Бочко Дмитрий  (восьмой Лундин ждет на трассе), пять веломобилей (еще одна «Рига-1» в оригинальном исполнении в запасе в кузове (ждали, что Виктор Федоров хоть в последний момент, да вырвется к нам ) и два байка.  

                                                                          ***

             Предпоследний день пробега –звездный день для всех участников. Отличная трасса от Юрьевца: асфальтированная широкая обочина с небольшими уклонами. Солнечная, но не жаркая погода, хорошее настроение - впереди Москва. И  к  вечеру отличные результаты: Антон на «Эдиссее» , Пономарев на «Кенгуру» и Эд на «ДЭНЭДИ» прошли ровно 125 км, а Наташа на «Риге» за неполный день 77 км ! Всего она прошла   460 км и, в общем-то, единственная женщина, которая крутила педали веломобиля в пробегах по Золотому кольцу!                                                      

                                                                           ***                   

          23сентября.11.00.Стартуем из древнего города Богородска, он же Ногинск.                                               

          Я очень обрадовался когда Эд утром отказался садится за руль веломобиля и остался в «Газели». Еще разок я смогу прокатиться на этом маленьком чуде Стовбунского. Выехали  ровно в 11 утра с Антоном и Наташей на веломобилях и «расты». Расстояние  в  сорок километров  прошли за какие-то два с небольшим часа. Машины просто летели по полупустому шоссе. Спрашиваю у Антона по рации (он впереди - выполняет обязанности ведущего): «Сто двадцать первый!» – это его позывной –«Отдых требуется?». Отказ. Наташа тоже крутит  педали «Риги» без устали. Так и доехали до столицы  на едином дыхании. 

       

              Это была суббота. На встречной полосе  сплошная пробка-все стремятся  на дачи. Мы, со своими алыми флажками видны как на ладони. Редкие попутки.  Многие  из них, особенно грузовики,  приветственно трубят. Стоящие во встречной пробке тоже  машут руками, высовываются из окон, фотографируют, что-то кричат.  Казалось, что нас встречают, что в эти минуты люди, стоящие в этой двадцатикилометровой пробке, по-доброму завидуют нам, нашим необычным велоаппаратам, нашему хорошему настроению.

              И не заметили, как из-за  пригорка наш путь пересекла МКАД. Мы - дома!

              Жаль, что убрали огромные  придорожные буквы МОСКВА, стоявшие здесь двадцать лет назад. Пришлось сфотографироваться у небольшого знака.

             Жаль расставаться с небольшим экипажем «космического корабля», ведь мы уже успели притереться друг к другу и научились  прощать мелкие обиды.

            Жаль, что  в этот раз с нами не смогли поехать и порадоваться  жизни наши   друзья старые  КЭБовцы –побывавшие в разные годы  в таких же пробегах: Виктор  Федоров (участник первого пробега), Валерий Сенновский (сейчас делает очередные рекордные спортивные сани), что не смог вырваться хотя бы на один день, как  не старался ,Михаил Тымцуник,  Олег Халиков -  энтузиасты клуба «Чистая энергия», что  не  удалось приехать  и Александру Карпуку из Тамбова, которому мы звонили и  очень ждали, зная о его богатом опыте путешествий, что занят Юрий Карев из Белоруссии-тоже опытный  веломобилист - турист, а  веломобили у него интересные, из титана.

           Жаль, что по утрам   не поднимет настроение  дюжина анекдотов от Пономарева, что не попотчует гречневой кашей по особому рецепту Эд, что не поспорим, кому и на каком веломобиле ехать сегодня.

           Жаль, что заканчивается  чудесное бабье лето, подарившее нам незабываемую поездку.

           Жаль, что перевернулась еще одна страничка нашей  веломобильной истории.  

           Жаль, а впрочем… До следующего пробега «Золотое кольцо-2007» остается всего лишь  год. Достаточно, что бы сделать хотя бы один интересный веломобиль, разместить на нем небольшой кофр. Закинуть в него несколько плиток шоколада, бутылочку с минеральной водой, инструмент, взять нехитрые пожитки и приехать на старт в Рублево. 

          Поверьте,  это - здорово: лететь над  дорогой,  сидя в веломобильном  кресле, и  ощущать   силу своих мускул, помноженную на достоинства колеса! До встречи, друзья!