"Tilburg-2009". Чемпионат мира."Рыбка" Джовани Рополо (30.01.10 г.)


Ульяновский В.В.  (фото автора)

 

    Чемпионат мира 2009 года (Recumbent World Championships -2009)   по веломобильному спорту в городе Тилбурге (Голландия)  для Джованни Рополо - молодого итальянского спортсмена - начался с трагедии. Немного предистории. 

      3-го июля  рано утром  - первый вид соревнований:  двадцатикилометровая гонка  вдоль городского канала. Старт общий для всех участников, независимо от класса велоконструкции, количества колес, членов экипажа и т.д. Раздался свисток, и - перед тобой узкая велодорожка через весь город в один конец, ведущая к финишным воротам.

     Накануне вечером после перелета из Москвы и комфортного, но долгого путешествия в электричке, я заскочил в отель только чтобы оставить в номере сумку с вещами. Затем с картой Тилбурга и фотоаппаратом наперевес, бросился на поиски лагеря  участников чемпионата и  разведки местности. 

     С первой задачей справиться оказалось легче. Спустя полчаса езды на местном автобусе и километра плутания пешком, на  городских велодорожках заметил лигерады, а вскоре  замелькали и  кузова  веломобилей.

      Лагерь, где остановилось большинство спортсменов, разместился на трех площадках, прилегающих друг к другу. В центре - под трибунами стадиона с хорошим футбольным полем - штаб-квартира  хозяев чемпионата - Голландского клуба HPV. Здесь же кафе-бар, информационные стенды, необходимые удобства для участников и  условия для оказания техпомощи. Рядом с основным полем, на  газоне огороженной тренировочной спортплощадки,  метров сто в поперечнике, разбиты палатки. Возле них стоит велотехника, говится еда  на газовых плитках.

      Метрах в двадцати от  входа в клуб  -  просторная асфальтированная автостоянка. Здесь образовали кемпинг участники, приехавшие на автомобилях. На них я и вышел в    результате своих поисков лагеря. Вернее, на громкий голос, доносившийся оттуда. Обрадовался - земляки! Слов не разобрать, но звукоряд - родной, по тону - выясняют отношения, точь- в- точь, как у нас.

      Ошибочка вышла. Перед кемпером  активно жестикулировал, акцентируя свой монолог, и ни к  кому  конкретно не обращаясь, габаритный человек в синей  велоформе. Его компаньоны скучали под тентом, потягивали напитки  и делали  вид, что внимают речи. У всех поперек груди надпись - «Италия». Удивительно созвучие наших языков!

      Перед оратором стояли два кузовных веломобиля. Один миниатюрный - метра полтора в длину. Заинтриговало сходу. Выждав крохотную паузу в словопотоке, вклинился и  испросил  разрешения сфотографировать малогабарит. И не дав  опомниться,  сразу вбросил второй вопрос - для ребенка? Нет, тогда  кто пилот? 

 

         «Джованни!»,- позвал тот. И из чрева микроавтобуса вылез... Длин-но-мер. Вернее, вначале смогли выйти  его ноги, а затем протиснулось в  узкую боковую дверь и  всё остальное. Поздоровались, и без лишних слов он откинул колпак, сел, согнулся в три погибели и защелкнул колпак на место. Эффектный фокус удался! Так мы  и познакомились.

      В оставшееся, от посещения лагеря и штаба чемпионата, время решал вторую задачу:    поиски  трассы завтрашней 20 -км гонки. Опрометчиво понадеялся на карту, и уверения организаторов, что «это недалеко». В Москве надо было готовиться! Единственное оправдание себе, что визу получил за считанные часы до вылета.

       Сказать, что город велосипедистов Тилбург жил ожиданием  чемпионата - было бы слишком лестным для его участников. Никто, ни один человек не сумел объяснить мне: какой из каналов города является искомым, и где (хоть примерно)  могут находиться точки старта-финиша. Все с улыбкой на лице, все говорят (или понимают) по-английски, все на велосипедах , но никто понятия не имеет о крупном  спортивном мероприятии!

      Смеркалось, когда нашел эту узкую велодорожку  вдоль воды и, главное, выбрал место для фотосессии: насыпь ведущую на мост над каналом. Здесь трасса соревнований делает зигзаг, значит  веломобили будут сбрасывать скорость. И снимать можно с земли,  с моста, насыпи  и  в разных ракурсах. В общем, всё отлично, главное чтобы это была именно та  велодорожка. С этой мыслью заснул ночью, и  проснулся  ранним утром...     

      Точка съёмки оказалась  выбранной идеально! Здесь собрались и свободные от гонки члены команд, и зрители, и фоторепортёры.  Никто никому не мешал наслаждаться зрелищем. Здесь же можно было легко войти в контакт, познакомиться с зарубежными коллегами. Ко всему, через пару километров велодорожка делала разворот и вела гонщиков обратно к мосту, но по другому берегу канала. Так что и финиш оказался достаточно близко.

      И вот когда на велополигоне уже во всю кипели спортивные страсти, я вдруг увидел, как по примыкающей сбоку дорожке спешит мой вчерашний юный знакомый. А за собой   волоком тащит  миниатюрный  чудо-веломобиль. Они, с отцом, не смогли найти (или перепутали) место старта! Опаздали! Год подготовки и тренировок - псу под хвост!

      Только мы и итальянцы можем так искренне, так чувственно радоваться и горевать.

     Я успел сфотографировать брошенный в сердцах о землю шлем, «Рыбку» во всей красе, слёзы и эмоции. А потом,  когда Джованни вернулся, и какие-то ободряющие слова нашел для него. Хотя, что они значили в тот момент?!

      После обеда «Рыбка» участвовала в критериуме, который проходил на  кольцевой трассе велодрома, расположенного неподалеку от лагеря. Джованни гонялся  в веломобиле с обтекателем, дыша через маску забортным воздухом. Потом снял его (погода  все дни стояла как в Крыму летом). Это позволило распрямить плечи, усесться поудобнее. Зрители по-доброму   встречали  на каждом круге «Рыбку» аплодисментами. Но ничто не помогало - Джованни оставался в числе аутсайдеров.  

      После гонки «Рыбка» случайно оказалась рядом с «Биано» победителя  этих  заездов- Стива Слейда из команды Англии. Сфотографировал. Джованни горько пошутил при этом:  «Самый быстрый и самый медленный веломобили чемпионата вместе». Что тут можно сказать? Действительно, подвела схема веломобиля - он у Рополо первый. Но вот качество изготовления, дизайн, да и технические решения узлов - на высоте!Ну и конечно упёртость молодого гонщика, настрой на победу заслуживают уважения.   

      Последний вид соревнований,  в которой участвовала «Рыбка» Рополо - спринт  на дистанции 200 м  с ходу. С потаённой надеждой на хороший результат, на реабилитацию в своих хотя бы глазах. Не получилось. И опять - искренние русско-итальянские эмоции, благо плечо отца рядом.  

      Джовани может гордиться, что  «Рыбка»  стала, пожалуй, самой необычной, самая привлекательной, самой весёлой    велоизюминкой  чемпионата. А   все лучшие конструкции  у него - впереди.     Посмотрите  на этих фото ещё раз, как компактно  размещается гонщик под обтекателем. 

      Я думаю, конструктор за основу брал посадку К.Уберта в рекордном (1992 г.) веломобиле «Гепард». Но там гонщик располагается более свободно, а в  «Рыбке» он, буквально, зажат колпаком обтекателя. Это и есть ошибка конструктора. 

      Пару слов о проекте Рополо. Кузов - обтекатель выполнен из стеклоткани, рама -сталь. По бокам - два выдвижных и поворачиваемых на 90° при складывании опорных колесика. Рычаги управления передним ведущим колесом прикреплены непосредственно к вилке колеса. 

      Когда я уходил с выставки «Сайкл вижн» (она проходила 4-5 июля), вдруг услышал сзади: «Мистер Ульяновский, мистер Ульяновский!». Смотрю -  вслед бежит Джованни. Он решил не дожидаться окончания чемпионата, и вернуться домой. Показал мне фотографию «Wielen Koffervis» - экзотической рыбки, ставшей основой его интересного дизайнерского проекта веломобиля. Наговорил каких-то теплых благодарственных слов. В общем, распрощался. 

     Сейчас мы обмениваемся c Джованни сообщениями, фотографиями. Недавно, в ответ на мою посылку, прислал  новогодние  поздравления  и фотографии симпатичного небольшого селения в Северной Италии, где он проживает, чертежи «Рыбки» и, главное, свою фотографию на новом лоурейсере. Вовсю готовится к очередному чемпионату. Конечно,  к чемпионату мира! 

 
 

     На мой взгляд,  есть  что-то общее  у этого молодого и , бесспорно, талантливого    конструктора - Джованни Рополо (Giovanni Ropolo), создающего свои веломобили в глубинке Италии, и его одногодки  и коллеги - Алексея Ганшина  («Veodrimer») - веломечтателя, живущего на хуторе Мега Буда на  Украине. Думаю, рано или поздно - они встретятся на спортивной велодорожке!