"Tilburg-2009". Чемпионат мира."Рыбка" Джовани Рополо (30.01.10 г.)
Ульяновский В.В. (фото автора) |
Чемпионат мира 2009 года (Recumbent World Championships -2009) по веломобильному спорту в городе Тилбурге (Голландия) для Джованни Рополо - молодого итальянского спортсмена - начался с трагедии. Немного предистории. |
3-го июля рано утром - первый вид соревнований: двадцатикилометровая гонка вдоль городского канала. Старт общий для всех участников, независимо от класса велоконструкции, количества колес, членов экипажа и т.д. Раздался свисток, и - перед тобой узкая велодорожка через весь город в один конец, ведущая к финишным воротам. Накануне вечером после перелета из Москвы и комфортного, но долгого путешествия в электричке, я заскочил в отель только чтобы оставить в номере сумку с вещами. Затем с картой Тилбурга и фотоаппаратом наперевес, бросился на поиски лагеря участников чемпионата и разведки местности. С первой задачей справиться оказалось легче. Спустя полчаса езды на местном автобусе и километра плутания пешком, на городских велодорожках заметил лигерады, а вскоре замелькали и кузова веломобилей. Лагерь, где остановилось большинство спортсменов, разместился на трех площадках, прилегающих друг к другу. В центре - под трибунами стадиона с хорошим футбольным полем - штаб-квартира хозяев чемпионата - Голландского клуба HPV. Здесь же кафе-бар, информационные стенды, необходимые удобства для участников и условия для оказания техпомощи. Рядом с основным полем, на газоне огороженной тренировочной спортплощадки, метров сто в поперечнике, разбиты палатки. Возле них стоит велотехника, говится еда на газовых плитках. Метрах в двадцати от входа в клуб - просторная асфальтированная автостоянка. Здесь образовали кемпинг участники, приехавшие на автомобилях. На них я и вышел в результате своих поисков лагеря. Вернее, на громкий голос, доносившийся оттуда. Обрадовался - земляки! Слов не разобрать, но звукоряд - родной, по тону - выясняют отношения, точь- в- точь, как у нас. Ошибочка вышла. Перед кемпером активно жестикулировал, акцентируя свой монолог, и ни к кому конкретно не обращаясь, габаритный человек в синей велоформе. Его компаньоны скучали под тентом, потягивали напитки и делали вид, что внимают речи. У всех поперек груди надпись - «Италия». Удивительно созвучие наших языков! Перед оратором стояли два кузовных веломобиля. Один миниатюрный - метра полтора в длину. Заинтриговало сходу. Выждав крохотную паузу в словопотоке, вклинился и испросил разрешения сфотографировать малогабарит. И не дав опомниться, сразу вбросил второй вопрос - для ребенка? Нет, тогда кто пилот? |
«Джованни!»,- позвал тот. И из чрева микроавтобуса вылез... Длин-но-мер. Вернее, вначале смогли выйти его ноги, а затем протиснулось в узкую боковую дверь и всё остальное. Поздоровались, и без лишних слов он откинул колпак, сел, согнулся в три погибели и защелкнул колпак на место. Эффектный фокус удался! Так мы и познакомились. В оставшееся, от посещения лагеря и штаба чемпионата, время решал вторую задачу: поиски трассы завтрашней 20 -км гонки. Опрометчиво понадеялся на карту, и уверения организаторов, что «это недалеко». В Москве надо было готовиться! Единственное оправдание себе, что визу получил за считанные часы до вылета. Сказать, что город велосипедистов Тилбург жил ожиданием чемпионата - было бы слишком лестным для его участников. Никто, ни один человек не сумел объяснить мне: какой из каналов города является искомым, и где (хоть примерно) могут находиться точки старта-финиша. Все с улыбкой на лице, все говорят (или понимают) по-английски, все на велосипедах , но никто понятия не имеет о крупном спортивном мероприятии! Смеркалось, когда нашел эту узкую велодорожку вдоль воды и, главное, выбрал место для фотосессии: насыпь ведущую на мост над каналом. Здесь трасса соревнований делает зигзаг, значит веломобили будут сбрасывать скорость. И снимать можно с земли, с моста, насыпи и в разных ракурсах. В общем, всё отлично, главное чтобы это была именно та велодорожка. С этой мыслью заснул ночью, и проснулся ранним утром... Точка съёмки оказалась выбранной идеально! Здесь собрались и свободные от гонки члены команд, и зрители, и фоторепортёры. Никто никому не мешал наслаждаться зрелищем. Здесь же можно было легко войти в контакт, познакомиться с зарубежными коллегами. Ко всему, через пару километров велодорожка делала разворот и вела гонщиков обратно к мосту, но по другому берегу канала. Так что и финиш оказался достаточно близко. И вот когда на велополигоне уже во всю кипели спортивные страсти, я вдруг увидел, как по примыкающей сбоку дорожке спешит мой вчерашний юный знакомый. А за собой волоком тащит миниатюрный чудо-веломобиль. Они, с отцом, не смогли найти (или перепутали) место старта! Опаздали! Год подготовки и тренировок - псу под хвост! |
Только мы и итальянцы можем так искренне, так чувственно радоваться и горевать. Я успел сфотографировать брошенный в сердцах о землю шлем, «Рыбку» во всей красе, слёзы и эмоции. А потом, когда Джованни вернулся, и какие-то ободряющие слова нашел для него. Хотя, что они значили в тот момент?! После обеда «Рыбка» участвовала в критериуме, который проходил на кольцевой трассе велодрома, расположенного неподалеку от лагеря. Джованни гонялся в веломобиле с обтекателем, дыша через маску забортным воздухом. Потом снял его (погода все дни стояла как в Крыму летом). Это позволило распрямить плечи, усесться поудобнее. Зрители по-доброму встречали на каждом круге «Рыбку» аплодисментами. Но ничто не помогало - Джованни оставался в числе аутсайдеров. |
После гонки «Рыбка» случайно оказалась рядом с «Биано» победителя этих заездов- Стива Слейда из команды Англии. Сфотографировал. Джованни горько пошутил при этом: «Самый быстрый и самый медленный веломобили чемпионата вместе». Что тут можно сказать? Действительно, подвела схема веломобиля - он у Рополо первый. Но вот качество изготовления, дизайн, да и технические решения узлов - на высоте!Ну и конечно упёртость молодого гонщика, настрой на победу заслуживают уважения. |
Последний вид соревнований, в которой участвовала «Рыбка» Рополо - спринт на дистанции 200 м с ходу. С потаённой надеждой на хороший результат, на реабилитацию в своих хотя бы глазах. Не получилось. И опять - искренние русско-итальянские эмоции, благо плечо отца рядом. |
Джовани может гордиться, что «Рыбка» стала, пожалуй, самой необычной, самая привлекательной, самой весёлой велоизюминкой чемпионата. А все лучшие конструкции у него - впереди. Посмотрите на этих фото ещё раз, как компактно размещается гонщик под обтекателем. |
Я думаю, конструктор за основу брал посадку К.Уберта в рекордном (1992 г.) веломобиле «Гепард». Но там гонщик располагается более свободно, а в «Рыбке» он, буквально, зажат колпаком обтекателя. Это и есть ошибка конструктора. |
Пару слов о проекте Рополо. Кузов - обтекатель выполнен из стеклоткани, рама -сталь. По бокам - два выдвижных и поворачиваемых на 90° при складывании опорных колесика. Рычаги управления передним ведущим колесом прикреплены непосредственно к вилке колеса. |
Когда я уходил с выставки «Сайкл вижн» (она проходила 4-5 июля), вдруг услышал сзади: «Мистер Ульяновский, мистер Ульяновский!». Смотрю - вслед бежит Джованни. Он решил не дожидаться окончания чемпионата, и вернуться домой. Показал мне фотографию «Wielen Koffervis» - экзотической рыбки, ставшей основой его интересного дизайнерского проекта веломобиля. Наговорил каких-то теплых благодарственных слов. В общем, распрощался. |
Сейчас мы обмениваемся c Джованни сообщениями, фотографиями. Недавно, в ответ на мою посылку, прислал новогодние поздравления и фотографии симпатичного небольшого селения в Северной Италии, где он проживает, чертежи «Рыбки» и, главное, свою фотографию на новом лоурейсере. Вовсю готовится к очередному чемпионату. Конечно, к чемпионату мира! |
На мой взгляд, есть что-то общее у этого молодого и , бесспорно, талантливого конструктора - Джованни Рополо (Giovanni Ropolo), создающего свои веломобили в глубинке Италии, и его одногодки и коллеги - Алексея Ганшина («Veodrimer») - веломечтателя, живущего на хуторе Мега Буда на Украине. Думаю, рано или поздно - они встретятся на спортивной велодорожке! |