"Тайфун" под "чайником"(23.09.09 г.)


Ульяновский В.                         сентябрь - октябрь  2009 г.
                                                                                                  

       Три дня назад я впервые оседлал двухколесный рикамбент и намерен кататься на нем, пока позволит погода. Может кому-то будет интересен мой опыт  «чайника». Поэтому попробую вести поденный дневник-отчет, хотя бы на начальном этапе.

       Прежде всего, обязан поблагодарить ещё раз  okserа ( он же Максим) за нашу с ним совместную молниеносную двухсуточную операцию в начале августа по подбору и доставке из Голландии  лигерада «Челленж-Тайфун». Предназначал я его для Модулятора (он же Д.Сальников). Надеялся, что пойдет  на  зеленом голландце в «Тест-тур» и поучаствует в соревнованиях  чемпионата России. Да, видно, не в коня корм: и свой лигерад  Модулятор не  сделал, и этот проигнорировал.

       В общем,  теперь я буду ездить на нем сам. Для своего удовольствия и здоровья.

       Но немного предистории.

      Последний раз я прыгнул (молодой иш-шо был - ветер в голове) на канадском снегоходе (отличная  машина - «Бомбардье-Туринг», безотказная, скоростная) 9 марта 2003 года.

      Мой позвоночник, терпевший такие  безобразия лет семь, крякнул в очередной раз и   вынес вердикт – хватит, и навсегда!  Вечером в отместку сложил меня впополам, обездвижил и две недели отказывался поднимать на ноги.  Только тут я осознал, что он, действительно, прав. И принял  вынужденно заключение врача: больше никаких балансирных транспортных средств, включая, к сожалению, и велосипед.

     Прошло три года воздержания. А  в начале 2006-го впервые обнаружил в Ин-те  следы нарожденного молодежного сообщества веломобилистов. В мае  договорился о встрече с их московским закоперщиком  М.Тымцуником. Припарадился, нацепил галстук,  резко схватил в руки  легкий ноутбук. Да не учел, что перетяжелил его (всё-таки тридцать гигов архивных файлов), и рухнул на пол – набор позвонков напомнил о недопустимости неуважительного отношения к себе.

       Как добрался  за рулем до офиса - не помню. Помню, только что четырех-пяти  часов нам, с Михаилом, едва хватило для короткой беседы и знакомства. Потом он помог мне в транспортировке  моего тела  до машины. И опять – декада лежания в постели.

        А через три месяца мы поехали в Юбилейный пробег на веломобилях по Золотому кольцу. И тут я нашел  для своей совести лазейку: трайки - это же не балансирный транспорт! В результате, я проехал на  разных трехколесках  несколько коротких этапов: Ростов- Ярославль, Ногинск – Москва, где-то ещё под Костромой вдоль Волги, под Переславлем. Мой позвоночный столб деликатно промолчал.

      И вот прошло ещё три года. Терпежу нет, как хочется попробовать  рикамбент. Мне -60, когда ещё как не сейчас!?  Принимаю  решение: отменяю, установленный   для себя, мораторий  на «балансирки». Вот почему и появился у меня «Челленж-Тайфун».

       Выбрал его сам из ряда предложений. Почему эта модель? В нем достаточно низкая  и удобная для меня посадка. Не  то, что в  американском лигераде «Трек» (который я купил  пару лет назад), где при резком опускании ног  мне сразу отдает в спину.

      Для чего всё это впервые изложил прилюдно?

      Разумеется, оправдать себя немного в своих и ваших глазах: почему, мол, раньше «игнорировал» лигерады?

      Но, главное - «во-вторых»!

      Рикамбенты - лежачие велосипеды, трайки  и пр. до сих пор (за два  с половиной десятилетия своего  активного развития) не имеют широкого, массового  распространения в мире.

       Соответственно, никто пока не может с уверенностью сказать, как сказывается на здоровье человека (сейчас или в отдаленном будущем) длительная езда в положении полулежа на спине.

         Человек перешел к прямохождению после беготни на четвереньках, и изменился его организм в целом. А сейчас, получается, мы – веломобилисты предлагаем сделать следующий эволюционный шаг –опрокинуться навзничь и уверяем, что передвигаться так человеку будет значительно выгоднее. Логично предположить, что в таком случае с нашим организмом    должны тоже произойти какие-то изменения.    

         Какие последствия могут быть от этих знакопеременных ударных нагрузок в направлении спина-грудь? Как влияют на организм в целом и на отдельные органы разночастотные  вибрации при движении по негладкому покрытию дороги? Как влияет, в частности на позвоночник,  неправильно подобранный профиль сидения? Что происходит с  шейным отделом позвоночника при разных посадках пилота, ведь голова находится в неестественном, наклоненном к груди положении? Не нарушается ли её кровоснабжение?    

     А как сказывается на  состоянии легких  их интенсивная работа, когда пилот  находится в  скрюченном положении? И т.д. Здесь, по-моему, немало тем для  научных работ, диссертаций, для выработки рекомендаций  проектировщикам  лежачих веломашин.

      Медицины веломобиля, как дисциплины, пока нет. И, наверное, не будет пока не появися  критическая масса веломобилей. Но задумываться об этих вопросах  надо уже сейчас.

      В «Тест-туре» 1986 года в состав команды был включен медик – испытатель  тур. снаряжения  к.м.н. Безбородов В.А. В течение пробега проводились  замеры состояния участников, велся постоянный медицинский контроль. Работа была организована  и осуществлена совместно с ВНИЛТЭ (Всесоюзной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям).  С коротким сообщением о её результатах я тогда выступил на ежегодной научно-технической конференции в МАДИ.

       К сожалению, этот опыт - единственная попытка обратить внимание на проблему.

       Наглядные негативные примеры только  лишь травм:

       а) в 1987 году  на веломобиле «Полтава-фургон» Скалацкого, я неудачно соскочил с бордюра. Сидение а-ля «Мазурчак» было рассчитано на больший рост пилота. Результат: удар изгибом спинки (расположенным  неудобно  и слишком  высоко для меня )  в позвоночник. На утро -  боль (травма);

       б)  в «Тест-туре» 2007 года Д.К. в первый же день на   веломобиле Р.Радюшина  из-за  неправильно подогнанного расстояния до каретки в сочетании с профилем самого сидения-гамака получил вывих позвонка наружу;

       в) он же в «Тест-туре» 2008 года, из-за неправильно установленного сидения, «сжег» на дистанции в 50 км  оба коленных сустава;

       г) в «Тест-туре» 2007 года  Д.В., из-за несоответствия комплекции пилота конструкции веломобиля, получил перелом ноги.

       А как аукнется на здоровье систематическая  эксплуатация  конкретного веломобиля можно пока только лишь догадываться.

       Вывод: сегодня каждый из нас – веломобилистов должен сам, в меру своего разумения, беречь себя  и учитывать возможные негативные последствия длительной езды на наших эксклюзивных велоконструкциях.

      С этими мыслями я и сажусь на  серийный «Челленж-Тайфун». И, кроме желания ощутить на своей шкуре особенности и достоинства лигерада,  интересно ещё  узнать поможет  ли он  конкретно мне поправить здоровье, или наоборот?

      Так что я сейчас, в какой-то степени,  выступаю в роли подопытного кролика (или «чайника»)  на «Тайфуне». Меня это устраивает.  

 

                               День первый (суббота)   

       19-го работа не заладилась. Нет настроения и-всё!.

        После обеда вытащил из запасника «Тайфун». Он как был брошен - загажен Модулятором  после соревнований «ПРИЗ-200х2», так и простоял две недели. Отмыл. Подобрал положение каретки под себя (уселся поудобнее  на сидение, пятку на педаль и в самом дальнем  её положении – нога   чуть-чуть согнута). Педали-контакты  снял, заменил на простенькие. Проверил,  как переключаются передачи, тормоза (а вот здесь надо отдать должное  Модулятору – всё он отрегулировал, наладил мастерски).

       Точка! Решил больше ничего не менять – всё равно никакого опыта езды. Начну, а там видно будет. И загрузил «Тайфун» в «Баргузин».

   

                     

       Теперь вопрос: а куда ехать делать первые шаги в ползунках? Москва большая, но везде люди. Всё- таки неловко будет, если постигнет неудача. Город, как велосипедист не знаю, к своему стыду. В общем, руль сам повернул на северо-запад в Строгино. Подъехал, спешился у какой-то дорожки вдоль магистрали, вдали Строгинская  пойма.

      Сел на «Тайфун». Любопытных глаз  вокруг – немерено. Внутри  всё сопротивляется: хочется загрузить лигерад обратно  и где-нибудь ночью или, ещё лучше, ранним-ранним утром, да чтоб вокруг ни души…

      В общем,собрался с духом, ставлю педаль под толчковую ногу  на двенадцать часов, нажимаю что есть силы и отпускаю тормоз…Главное, я понял, попасть второй ногой  на педаль и ни о чем  больше не думать – мозг в этом деле совершенно лишний орган...

      Чистоты эксперимента ради докладываю, что премьера моя на «Тайфуне»  состоялась месяцем раньше – в «Тест-туре». Мы, ехали в «Баргузине» вместе с Айрин(она же Ирина) – нашим главным кинооператором-летописцем. И где-то остановились коротко на шоссе, ожидая  отставших веломобилистов. Не удержался, вытащил не пригодившийся никому «Тайфун» из прицепа и взгромоздился на него. Только уговорил  Ирину не смотреть и не фотографировать мои первые опыты на лигераде. Неловко было. А теперь даже прошу (если украдкой щёлкнула) показать мне их – интересно сравнить.

      Я тогда не знал, что  в Дубне перед соревнованиями ребята выдвинули каретку вперед . Может, эта причина, а может, моя обезболенная тогда анальгином рука  мешала, но, в общем, полкилометра я и проехал может быть. С трудом, совершенно не чувствуя ни машины, ни руля. Остались только негативные эмоции.

       Честно признаюсь, в Строгино я поначалу пару раз «потрогал» рукой асфальт: когда пересекал наискосок небольшой бордюр, и когда дорогу пересекали  мамаши с колясками. Мне мешал руль. Руль «Тайфуна» - это   укороченная кочерга с двумя ручками. Она ко всему на горизонтальном шарнире, и её постоянно нужно прижимать к себе.

       Но самое  нелогичное, чему сопротивлялось нутро: при повороте налево, кочергу надо отводить вправо. И наоборот.Да ещё микроскопическими  движениями. Думаю, что  ювелирам, или скажем, нейрохирургам руки которых привыкли к бесконечно малым предметам, освоить руль «Тайфуна» будет несложно.

       Так  примерно я рассуждал первые метров двести, пока не увидел справа примыкающую пустынную грунтовку. Решив, что там рай для «чайников», как-то сумел повернуть.

       Это была ошибка. Грунтовка быстро перешла в щебенку. Еще быстрее перешла в уклон. Затем появились булыжник. А затем и острозубые камни. Скорость нарастала. Подвеска напрочь не справлялась. Чтобы не раздробить зубы сжал челюсти. Но лицо тряслось и выглядело, наверное, как у космонавта на центрифуге. Острые камни мелькали, появились глубокие рытвины. Очень захотелось жить.

       Через полкилометра дорога закончилась. Тупиком. Только тут я осознал, что ни разу не вспомнил о руле. Организм сам научился балансировать на «Тайфуне».

       Оглянулся назад. Эту дистанцию нужно было пройти ещё раз, но уже в гору. Начинало смеркаться. Вспомнил свой уютный кабинет дома.

        В общем, сжал зубы, и  нажал на педали. Всё замелькало в обратном порядке.

       Через пару-тройку минут промелькнула тот кусочек грунтовки, и я въехал на асфальт.

        Вернее, на гладкий асфальт въехал «Тайфун» с совсем  уже другим наездником.

        Вот так неожиданно начался  мой первый  и очень жесткий урок освоения лигерада.

       Дальнейшее катание по четырехкилометровой  асфальтовой велодорожке ( а это действительно  была она)  стало закреплением полученных в экстремальных условиях навыков.

      Очень мешали пешеходы, дети на велосипедах и без, собаки, трубы поперек дороги, бордюры, небо, надвигающаяся темень. Словом, всё абсолютно стояло у меня на пути, и готовиться объезжать  или  тормозить нужно было загодя, потому –что руль не всегда слушался и т.д.

     Но! Я понял, что минимальная скорость,  при которой движение устойчиво, где-то около 7-8 км/ч.  Прочувствовал, что изменять направление движения  надо не рулём, а  практически, бровями. Т.е. едва-едва заметными перемещениями «кочерги», и одновременно легким  наклоном  «Тайфуна» в сторону поворота. И ещё: надо срастись, слиться с сидением, довериться ему  и расслабиться.

       Что не смог сделать:  въезжать в горку в конце велодорожки. Спереди стоит звезда в 65 зубов, и  поэтому ездил весь вечер практически на одной передаче.

       Накрутил около 22-25 км за два часа. Примерно, потому что забыл поставить компьютер.

       Общие ощущения: легкая усталость, мышцы не болят, хотя в этом году я, практически, и не крутил педали нигде. Участие в фестивале «Угличская верста» не в счёт.

      И удовлетворение. От  того что у меня  это получилось! 

 

                         День второй (воскресение)

 

        Перекинул цепь на меньшую звезду (42 зуба) и укоротил. Установил компьютер.

        К  шести вечера высадились в Строгино. Я не сказал, что катаемся вдвоем с напарником -  Р.К.  Он - на трайке. Я не рискнул в первый день в одиночку заняться эквилибристикой на «Тайфуне».

        Замена звезды  - отличное решение! Сразу же  активно заработал весь диапазон «восьмерника». Ушли  вчерашние проблемы с преодолением пригорков. Но главное, в любой поворот теперь стало легче входить  с подкручиванием педалей на нужной передаче.

 

        

       Начал слегка лихачить: увеличивать скорость при поворотах и, соответственно  угол наклона «Тайфуна».

       Когда на велодорожке встречаются пешеходы, вместо торможения вплоть до остановки,  наловчился проскакивать на скорости  оставшиеся метровой ширины «ворота». Поуже – не рискую пока. Но пальцы всегда, как «Отче наш», держу на ручке тормоза. Страшновато: вдруг кто-то их них (в основном, говорю о женщинах и детях) сделает нелогичный шаг в  мою сторону.

       Особые проблемы - пересекать желобы глубиной до 10 см в асфальте, их немерено на 4-км трассе. Подвеска «Тайфуна» настроена сейчас в наиболее жесткий режим ( амортизатор закреплен в крайнем отверстии рычага), и спина отлично чувствует  эти удары.

       Диапазон скорости  катания: от 10 до 30 км/ч и  чуть выше.

      Трайк, как правило, несколько впереди: молодой организм  Р.( а он спортсмен -тэквондист)  резвится на всю катушку. 

      Стемнело через полтора часа. За это время накатали  двадцатку. Часть времени ушло на раздачу интервью и визиток. Кажется, езда на «Тайфун» и  трайке становится популярным зрелищем в  Строгино. 

 

                   День третий (понедельник)

       Решили кататься днем, пока мамаши с колясками  увозят детей на дневной сон. И правильно: с двух часов дня  дорожка опустела.

       Начал упражняться в  пересечении границы покрытий. Чтобы объехать препятствие (пешеходы, рытвины)  приходится  иногда уходить с велодорожки на грунтовую или покрытую густой травой обочину. В первый раз буквально увяз в траве, хорошо она мягкая.Торможу, понижаю передачу и как-то пробую удержать  баланс. А вот  из боковых объездных тропинок теперь выбираю какая поуже:  интересно впишусь или нет?

       Сегодня забыл, что я на «Тайфуне»,  и попытался что-то поправить рукой, убрав её с руля. Хорошо скорость была приличная, и баланс не потерял.

       Разгонялся до 36-37 км/ч. Доставляет удовольствие петляющий  полукилометровый участок велодорожки проходить с наклонами.

       Джип черный, огромный  (такое, в принципе, не имело право случиться  на велодорожке. Ну не может нормальный человек гонять на  автомашине рядом с детьми! )   тоже на  приличной скорости входит одновременно в один и тот же поворот со мной, но только – в лоб. Друг друга не видим: вдоль дорожки - метровый подстриженный кустарник. Как раз в рост «Тайфуна». Раз пишу – значит, мне удалось разминуться по внешнему радиусу. Колеса джипа немалого диаметра  проехали слева.

      Пусть не обижаются, но, уверен, большая часть джипперов – хамы. Люди, пренебрегающие всеми мыслимыми нормами человеческого общества. Среди них и  откровенные отморозки, и длинноногие девицы, непосильным трудом своих ножек обретшие руль этих монстров, и сильные  мира сего.

         Не так давно на  пустынной улице Куусиннена такой же автомобиль-убийца сбивает на переходе одинокую старушку-шапокляк, которая буквально взлетает в воздух на моих глазах. Выходит хам, видит же, что я – единственный свидетель- притормозил и фиксирую его номер, но швыряет (буквально) тело на заднее сидение и джип скрывается вдали. Вряд - ли он довезет жертву до больницы и покается в преступлении. Скорее всего, вышвырнет тело-улику в ближайшем парке или канаве, и – концы в воду.

Такие вот времена нынче! О моих упрашиваниях  представителей милиции предпринять какие-то действия, лучше не вспоминать - это отдельная тема.  

        Уф! Даже, сейчас пишу и холодок по спине.

         За 1 ч.20 мин  (по компам) накатали: Р.- 30, а я –  только 25 км (долго «сказки о веломобилях» рассказывал любознательной публике) 

 

                     День четвертый (среда) 

      Поздновато начал осваивать «Тайфун» - хорошая погода кончается. Процедура покатушек уже отработана: в четыре часа выгрузились у начала дорожки, и через пять минут  стартовали.

     Сегодня впервые почувствовал усталость мышц. Может, потому что вчера  не катались?                                                                                                                                         Начинаю задумываться о технике педалирования. Частоту вращения педалей стараюсь держать около 65-70 об/мин. Но, кажется, чуть медленнее  - для меня будет лучше. Прислушиваюсь к организму, когда кручу педали на горизонте. Комфортная скорость на этом участке 25-27 км/ч. На какой передаче - не знаю, ориентируюсь  только по ощущениям 

                     

         Кручу педали, и вспомнил, как  Д.Сальников регулировал положение каретки на «Тайфуне»,  готовясь к скоростным заездам: с точностью «до миллиметра». Мне показалось, что, если бы чуть-чуть выдвинуть её вперед, моим ногам было бы удобнее. Попробую  к следующему разу это сделать.

     Первая «катастрофа». Ослабил внимание и объезжая на скорости по обочине одну колдобину в асфальте, поймал сразу три. Ударами меня сбросило с сидения. Цепь соскочила с направляющего ролика и ведущей звезды, и «Тайфун» стал неуправляемым. Дальнейшее понятно.

      Главное, утром стоял в магазине подбирал себе велоперчатки для защиты внешней стороны кистей рук. Цвет, видите ли, мне не понравился! Теперь возьму любые подходящие, заодно и разорванные штаны заменю на новые.

       За два часа, пока не пошел дождь, накатали 20 км. Но опять, больше часа  (правду говорю!) потратил на беседу с местными жителями о пользе катания на веломобилях.

 

                    День пятый (суббота)  

      Ровно неделю назад сел на «Тайфун». Вынуждено пропустил два дня. Даже зуд появился  в мышцах – хочется побыстрее сесть за руль. Тем более, купил новенькую  форму. Собирался установить 20” колесо вместо  26”, но передумал. Вместо этого, заменил  родной правый шатун ( z = 42, 65)  на «тройку»: z =28, 38,48.

             

       И сразу стало ясно, что решение начинать кататься на «Тайфуне» с ведущей звездой в 65 зубов было слишком смелым и опрометчивым. Переключатель  пока не ставил: просто покатался на разных звёздах. Лигерад буквально заиграл на всех передачах.

       Но ездить только на одной звезде  в  48 зубов - тяжеловато на пересеченке, а 38 зубов -  чуть-чуть маловато на горизонте (напомню, сзади – «восьмерник»). Но, делать нечего, и накатал на последней  сегодня ровно 30 км. Скорость комфортная  конечно несколько упала, но, все равно, где-то около 24-26 км/ч.  Усталости совсем  не почувствовал, а на  большее  не было времени, да и дождь начал накрапывать.

       Появившаяся раскрепощенность в езде привела к двум жестким (ну очень!) контактам с асфальтом. Попытался на скорости форсировать грязь и лужи,  оставшиеся после вчерашнего ливня: колеса на сликах в мгновение отбросывало в сторону. Надо надевать защиту на локти и колени. 

                 День шестой (воскресение)   

    Процесс пошел, как говаривал известный политический деятель. Сегодня  днем сумел выкроить только два часа на покатушки – работа  не пускает. Пулей на машине до Строгино, и на одном дыхании (даже без глотка воды) и без остановок накрутил 40 километров  на «Тайфуне» за 2 часа 15 минут.

      Этот результат будет теперь отправной  точкой для меня.

      Более скоростной езде мешают пешеходы (особенно с колясками) и естественные препятствия в виде мелких  траншеек, разрезающих асфальт поперек. Их приходится объезжать, сбрасывая скорость и лавируя. Но сейчас мне это кстати – быстрее приходят навыки управления «Тайфуном».

       Впервые почувствовал приятную усталость в мышцах после катания на лигераде.

     День седьмой и последущие  

     Без катания на «Тайфуне» - день прожит зря! Выезжать в Строгино регулярно не получается – все чаще идут дожди. Но через день, не реже, получается. Удручает,  что для часа -полутора катания на лигераде по велодорожке нужно потратить столько же на то, чтобы доехать по Москве  туда - обратно на автомашине! За сеанс накатываю 15-25 км, редко больше, смотря как позволяет время. 

  

      Вроде бы всё пошло как по маслу, и собрался закруглять тему. Но «Тайфун» запротестовал, и  начал показывать норов. Для затравки - мелочь: на 150 км  развинтилась кассета, затем - хуже...

      Когда в августе дал лигерад Модулятору на часок-другой (прикатать его перед скоростными заездами «ПРИЗ 200х2»), Дима часа три регулировал-настраивал его под себя. А затем со всей своей… стал носиться по улицам, жестко  прыгая с бордюров. Когда он  возвратился, я  впервые обратил внимание (до этого не было возможности посмотреть со стороны) что колеса «Тайфуна стоят в разных плоскостях: угол где-то около 1-1,5 градусов.

     Не стал ничего говорить, тем более не знал:  приобретенный  ли это дефект рамы после прыжков  или в таком виде лигерад уже прибыл из Голландии. Спустя несколько дней Модулятор повторил свои опыты («тестил», так сказать!) на Воробьевых горах, когда между двумя заездами «ПРИЗ 200х2» носился больше часа на «Тайфуне» по пригоркам и буеракам, а затем взмыленный и выдохшийся вышел  на нем на 200-от метровую дистанцию соревнований.

        К чему это говорю? Не знаю причин, но, когда я начал осваивать «Тайфун», никак не мог точно отрегулировать положение заднего колеса, и соответственно колодок гидравлического тормоза - они установлены на консолях. По всему было видно, что раздвоенная часть дюралюминиевой рамы деформирована.

        И вот в один из дней, притормозил и,  буквально, облизал- преодолел очередную  траншейку в асфальте. А колесо засвистело, цепляя за перо. Расстроился. Поскольку,  во-первых, рама оказалась довольно  нежной (какие там бордюры!), а во-вторых, рихтовать её - мало не покажется.

       Вечером в мастерской приступил к диагностике. Что выявил: какой-то дефект в раме наверняка присутствует, но главные виновники - «петухи». Они (в  варианте для 26” колеса)  достаточно длинные –  около 90  мм, а выполнены из мягкой стали 5 мм толщины. 

 
 

 И их прогибы (в одну сторону оба), от  ударных нагрузок при езде,  составили около 0,6-0,8 мм. Этого оказалось достаточно, чтобы обод ушел на 1,5-2 мм и резина уперлась в раму.

        Несильными ударами молотка легко поменял   знак прогиба на минус (примерно на те же величины), и колесо вернулось в первоначальное штатное положение.

 
 

    Но теперь левая колодка «забастовала», и, для того чтобы привести её к нормальному положению, пришлось изменить угол установки  левой консоли крепления тормоза с помощью1 мм прокладки.

 
 

      Очевидно, что задняя часть рамы слегка деформирована. Скорее всего, скручено левое перо.

       Появлению деформаций способствует и сама  конструкция крепления «петухов». Каждое прижимается к перу болтом  с гайкой М10. Но при этом, для обеспечения универсальности узла и возможности крепить разные (20” и 26”) колеса,  диаметр отверстие под этот болт увеличен на 2 мм. 

 

      Поэтому положение «петуха» фиксируют два коротких винта М6 с потайной головкой, причем сдвигающую нагрузку воспринимает не  сечение каждого винта ( на срез), а его головка (на изгиб). Это означает, что, при малейшем ослаблении резьбы (от вибрации, скажем) этих винтиков, «петухи» начинают играть и в результате образуются их прогибы.

       Вывод: к раме  «Тайфуна» нужно относится бережно, и почаще проверять затяжку   крепежа «петухов».

 

       Изменил угол наклона сидения.  Приподнял спинку. Для этого установил её во второе- крайнее верхнее положение.

 
 

       Угол увеличился градусов на 5-7. Я и раньше экспериментировал – подкладывал под область лопаток  2-3 см. А сейчас сел как влитой в сидение. Сразу почувствовал упор в спинку - педали. Другими словами,  каретка как бы приподнялась относительно мадам Сижу. Педалировать так  намного эффективнее и с меньшими энергозатратами. Модулятор  в августе был прав: как только сел  впервые на «Тайфун», опытным глазом сразу определил - каретка занижена.

      Но несколько по-другому теперь стал вести себя «Тайфун» в управлении. Центр тяжести   несколько приподнялся, а руль прижался  к груди (и то и другое на 2-3 см). Лигерад  стало труднее удерживать,  особенно на малой скорости. Да и вообще, руль хочется отодвинуть от себя  подальше - руки устают.

      О  подвеске. Пока не экспериментировал. Как закрепил на подложке (из пористой 10 мм резины) 3-х сантиметровой толщины сетку - вентизит, так и езжу.  Первую неделю спина чувствовала каждый камушек и ныла. Сейчас она понемногу принимает форму спинки сидения и срастается с ним (так кажется). Во всяком случае, ездить на  нем комфортно. Увеличив угол спинки, перенес частично вес на мадам Сижу:  стало гораздо мягче преодолевать препятствия. Всё-таки грамотно человек устроен!

      И ещё о передних звёздах: сочетание z = 28, 38, 48 хорошо. Во всяком случае, по сравнению со штатной звездой в z = 42.

      Пока катался без переключателя. А сегодня изготовил «рог» для его крепления. Оказалось это не совсем просто. Может потому производители его и не ставят. Дело в том, что бум выполнен  из трубы большого диаметра - Ø55 мм, а траектория ветвей цепи такова, что «рог» (я применил трубу  Ø 26 мм) нужно устанавливать под углом  в 48° к выносу каретки. Иначе переключатель просто не влезет или не будет работать. И, при этом, зазоры  между элементами узла составляют  всего 2-3 мм.

    Конструкция  узла проста. Вырезал из трубы Ø51 х 1,5 мм две заготовки  разной длины для обеих частей клеммы. На трубе большего диаметра отрихтовал  их молотком. Вырезал  на большей заготовке профиль сопряжения бума с корпусом каретки (это надо для того, чтобы ось «рога» пересекала ось каретки). Прихватил  сваркой обе заготовки точками. Затем приварил под углом 48° «рог», свободный торец которого заглушен. Приварил четыре удлиненных гайки на М6. 

 
 
 

     Разрезал  их вдоль разъёма деталей болгаркой и  гайки верхней части клеммы рассверлил до Ø 6,5 мм

     Сложнее было выбирать положение упора для рубашки троса. Пришлось устанавливать на «Тайфун» клемму и прихватывать упор «по месту». Затем полировка и покрытие нитрокраской. 

 
 
 
 

       Под половинки клеммы подготовлены резиновые прокладки в 1 мм – жалко повредить краску «Тайфуна», а она, кстати, очень качественно нанесена и стойка к царапинам.                       

        Завтра буду устанавливать  всё на «Тайфун».

 
                       Четвертая сотня -полет нормальный

         Минуло три недели с первой поездки. Вчера  подо мной «Тайфун» проглотил ещё 35 километров и распечатал очередную сотню. А сегодня добавил ему ещё двадцатку. На большее просто нет времени, да и погода не балует - осень. Даже для доработки и установки переднего переключателя. Накатываю в основном по асфальту, а по-настроению - и  по грунтовке: тропинок, пригорков хватает в Строгино.

        Вчера после бессонной ночи за компьютером, через силу усадил себя  на сидение «Тайфуна» (кстати, все крепче срастаюсь с ним), установил на спидометре 20-22 км,  и  - вперед. Думал, разгоню сонливость. Дудки! Педали медленно крутятся, кромки подстриженных кустов мелькают на уровне глаз, желтые листья  мерно шуршат, асфальт слегка рябит, педали  медленно крутятся, крутятся…

        И тут осознал, что на какие-то мгновения задремал. Но, при этом, ехал на «Тайфуне»!    

      Понравилось. И первые километров пять так и катался в полурасслабленном состоянии: неспешно    как  будто спишь, покачиваясь на волнах. 

       То, что сидение поднял в крайнее верхнее положение – просто, отлично! Теперь четкий упор в спинку в районе лопаток и в педали. Ехать стало намного комфортнее и, главное, уверенно. Руль  ещё приподнял (от груди теперь  - сантиметров  10-12): управлять удобнее. Эпизодически появляется скрип – где-то сзади: то ли колесо, то ли подвеска. Обязательно нужно сделать из прутка (трубки) легкий багажник для крепления щитка  колеса: луж теперь хватает. А брызги от переднего колеса  полностью принимает на себя хребтовая труба рамы.

        В ногах: то ли силы прибавляется, то ли вхожу в норму. Но переключателем передач пользуюсь заметно реже, чем в предыдущие дни.

 

       Иногда со мной катается партнер – Расул. Разрешаю ему брать разную  мою велотехнику. Но, в основном, гоняет (я не зря употребил это слово!) на «Кэтулях», потому как - понравились. Меняем колеса, звезды и т.д.  Сгусток молодой двадцатилетней энергии позволят ему носится  на длиннобазных трайках со скоростью 35-40 км, карабкаться по буеракам и пригоркам. 

 
 

        Для меня - это случай  ещё раз убедиться в возможностях конструкции веломобиля. Сижу у Расула на заднем колесе, и фиксирую неплохую динамику «Кэтуль». Не вступал раньше  в бессмысленную полемику с критиками веломобиля, поскольку до сего времени на нем ездили только в «Тест-турах» и  только возрастные женщины. Которым, конечно же, тяжеловато было тягаться  на трассе с молодыми коллегами.

        Веломобили всегда нужно оценивать в связке с пилотом, т.е. систему "веломобиль-пилот".  Тот же «Тайфун» под Расулом гораздо живее, чем подо мной.

        Собираюсь ездить на «Тайфуне» до снега. А там посмотрим! 

      

        P.S. Совсем забыл сказать:  спина пока не жалуется не неудобства, хотя жесткость подвески не уменьшал. Наверное, привыкает понемногу.

        Видео  

       Обсуждение на форуме