Отчёт Д.Силантьева (Казань)


 
 
Д.Силантьев
(Казань), 20.08.08 г.  
 c сайта velomobil.nm.ru  
  
Пишу спустя почти неделю, когда уже улеглись эмоции и матом ругаться уже не хочется. 
"Тест тур веломобилей Золотое Кольцо 2007 или записки выжившего  в дорожной войне"

     Для казанских веломобилистов путешествие по Золотому Кольцу началось еще в Казани в тот момент когда мы сели на первую электричку из серии электричек, позволяющих добраться за сутки из Казани в Москву.

     Надо сказать путешествие "на собаках", как оно зовется на студенческом жаргоне, с тремя веломобилями Денди (два из них несли на спинах как рюкзаки, а один катили как тележку для сумок) нам очень даже понравилось. Чтобы добраться до Москвы нужно было сделать всего три пересадки. При том вагоны практически пустые до самой Москвы, а крупногабаритный груз кроме как на электричке ни в каком другом поезде не увезешь.

     В Москве на станции Выхино нас любезно встретил на машине Ильяка, мы оставили наши велики в его мастерской, а потом он покормил нас и Олега и предоставил свое жилище для ночлега. Большой тебе за это респект, Илья! Само-собой, на следующий день, в пятницу 3 августа мы занялись в мастерской Ильи приведением в походное состояние наших великов. Почему-то всегда все делается в последний момент. Олег доделывал свой лигерад. На это ушла и вся ночь перед стартом, я и Олег не спали совсем. Несмотря на это, первый день тура дался мне не так уж тяжело. Может потому, что практически всю субботу лил проливной дождь, а проезжающие автомобили устраивали нам освежающие обливания.

    Пожалуй, здесь я начну уже кидать камни в огород организаторов, а за весь рассказ их будет брошено немало в ту же сторону. Итак, спасибо еще раз Ильяке он довез до Рублево - места официального старта тура - наши и доделанный на скорую руку свой огромный двухместный трайк. Как оказалось, своего монстра он тащил зря: в планы организаторов не входили показательные выступления участников, в планах была только гонка. А жаль. 

    Фактически получилось так, что жители Рублево почти ничего не увидели: слишком быстро началась гонка, слишком быстро
закончилась и слишком быстро мы убегали из Рублево на МКАД. Создавалось такое ощущение, что от жителей мы просто прячемся. Ах
да, конечно, время, планы пройти в этот день 97 км, абсолютно, надо сказать, бесперспективные для нетренированных участников.
    А когда тренироваться, если занимаешься постройкой и доработкой своих конструевин? Да еще этот дождь. Самыми тренированными, на мой взгляд, оказались простые велосипедситы: Дима Сальников и Александр Устинов.

     Еще про гонку: представьте себе как проехать три круга по километру каждый, на котором как минимум 4 лежачих полицейских? Наверное, это была гонка навылет - разобьешь колеса и тур для тебя окончен. Порадовал кортеж из гаишников, и то что они перекрыли на время гонки дорогу. Как ни странно, первым пришел велосипед, обычный бесподвесный спортивный велик. Почему велосипедистов включили в общий зачет непонятно. Логичнее было бы выделить результаты велосипедистов, лигерадистов и трайков. Слава богу, велосипедисты не прошли весь тур от начала и до конца, а то непонятно как бы делили финальный приз.

    В следующей по плану гонке на 44 км, которая состоялась на третий день на участке Ростов-Ярославль опять первым пришел велосипед. На этот раз я был третьим на своем Денди. Затяжные подъемы, помноженные на встречный ветер, оказались непосильными для Михаила Тымцуника на его лигераде "Лось" и на последнем тягуне я оторвался от него очень сильно.

     Надо сказать, Вениамин Вениаминович Ульяновский за неделю до начала тура сказал нам примерно следующее: "Флаг вам в руки, но Денди не дойдут до финиша!". Но Денди не только дошли до финиша в количестве трех штук (два из них - мой и Эдуарда Аркадьевича Стовбунского - прошли весь пробег от начала и до конца), но и приходили в числе лидеров в скоростных заездах.

     Вторая гонка на 25 км была организована на участке Липны-Владимир 11 августа. На этот раз я пришел уже вторым, отстав от Олега на 7 минут или около того.

     Большим просчетом со стороны организаторов было устроить финиш в обоих случаях вдалеке от речки. В заезде на 25 км, как оказалось потом, речка была сразу за горкой после финиша. В первом случае - перед финишем за несколько километров. Многие сочли это за издевательство над людьми. К издевательствам над участниками можно отнести и маршрут тура, проложенный, по основным магистралям, т.е. дорогу мы делили с гружеными фурами (спросите у лигерадистов какой "кайф" они испытывают когда тебя на спуске обгоняет фура). Больше повезло трайкам: устойчивость у них отменная и потоки воздушных масс от большегрузных авто не доставляют беспокойства. К тому же трайки обычно объезжают чуть ли не по встречной полосе, в то время как двухколесных собратьев часто принимают за велосипед и жмут к обочине. Как мне объяснил Олег: "водилам кажется, что раз у тебя два колеса, то у тебя нет поперечных габаритов, ты плоский ине занимаешь места на дороге".

     После первой гонки Ростов-Ярославль не только кончились силы у Миши, но и надломилось терпение у Ильяки и Стовбунского. Утром они сказали: "Не хотим ехать по трассе, хотим по тихим дорожкам, пусть даже и не очень хорошим". У Ильи была карта и маршрут был тут же разработан. Правда организаторы не решились уходить на непроторенную дорожку, хотели побыстрому добраться до Костромы, чтобы уложиться в график.

      Чтож, можно их понять: нужно было идти в рамках плана тура. Но, с другой стороны, подумайте для чего нужен веломобиль, велосипед? Правильно, для здоровья. А вы знаете, что человек едующий на велосипеде, да еще быстро едущий, например, в гонке прокачивает через свои легкие и усваивает гораздо больше воздуха. А какой воздух на трассе? Тоже правильно, никакой, насыщенный выхлопными газами. То есть получается, что когда мы едем на велике по автодороге, с оживленным движением мы только гробим свое здоровье. Согласен, что основные автодороги получаются быстрее, но так ли уж нужна эта спешка?

      Надо отметить, что спешили мы так, что из городов Золотого Кольца успели посмотреть только Ярославль и Ростов и то вскользь. Соответсвенно, немногие жители городов могли увидеть и нас. Встречи с прессой были тоже неорганизованы и носили случайный характер. Первый раз журналист догнал нас на велосипеде в Петровском Ботике близ Переславль-Залесского. Благодаря ему на следующий день утром нас одели в футболки "Единая Россия Москва" и такие же кепки и повезли фотографировать к зданию администрации города. Впечатление осталось после этого не лучшее. Второй раз журналисты застали нас в момент отправления из города Ростов у кремля. Там же туристы из Италии, увидев столь необычные велотворения, изъявили желание прокатиться. Bellisimo! - Так они говорили. Мы поняли тогда, что не зря здесь находимся и поняли, что зря так спешим, что из-за этой спешки очень малое количество людей увидят нас, еще меньше успеют понять что-же это было, еще меньше заинтересуются и смогут пощупать и узнать из первых рук, что такое веломобиль и чем же он так хорош.

      Сомнений по поводу нужности спешки не было, пожалуй, только у организаторов, к которым можно отнести половину состава участников: Ульяновский и его супруга Наталья на самодельном трайке с довольно высокой посадкой, но, тем не менее, очень устойчивом (надо сказать, Натальей я был поражен: она так резво ехала в последние дни пробега, что иногда и я ее с трудом догонял), Сергей Пономарев на заводском лигераде TREK R200 и 16-летний Дмитрий Корабельников, который сначала ехал на "Трешке" Радиона, а под конец пересел на питерский микробайк Галкина.

      Когда было принято решение пройти участок Ярославль-Кострома не по основной магистрали, а по неизведанной, но обозначенной на карте дорожке местного значения, это был переломный момент. Мы рисковали расстаться с организаторами и не быть включенными в зачет пробега. Особенно рисковал Олег, потому что у него как ни у кого другого шансы были высоки и приз хотелось получить. И мы болели за Олежку. Но никто из нас четверых, прошедших окольными неизведанными путями через поселок Нерехта до Костромы, не пожалел о том что свернул с пути "истинного". Такой проверки нашим машинкам какую устроила эта дорога, не смогла бы дать ни одна другая дорожка. Было все: и гравий с песком на протяжении 10 км и разбитый, весь в глубоких ямках асфальт. И, самое главное, гостеприимсто жителей Нерехты, которые вынесли нам большущую чашу с яблоками, чайник с кипятком и кружки. Такое не
забывается и остается в самых теплых воспоминаниях. Одно это уже стоило того, чтобы пробелать такой трудный путь. Спасибо вам, дорогие Нерехчане!  

      Должен отметить, что эта дорога выявила некоторые преимущества трайков, а конкретно наших Денди перед двухколесными собратьями:
- на гравийной дороге не мотает и бросает в занос, просто едешь и все, хотя и тяжело, конечно из-за маленьких колес
- на разбитой асфальтовой дороге для Денди достаточно выбрать только более менее ровное место для переднего колеса, а задняя
подвеска не даст убить задние же колесики и спину.
     Когда Олег доехал до Нерехты, а нам с Ильей и Стовбунским оставалось еще 10 км по гравию и мы сели пообедать на реке Нерехта,так вот Олег написал мне СМС-ку: "Тут еще 20 км гравий с песком. Вы не доедите!". Но мы доехали и ехали не так уж долго, чему поспособствовали стаи комаров: хочешь выжить - крути педали быстрее! Интересно как бы здесь ехал TREK R200 на узеньких колесиках? Наверное, никак, больно они дорогие и редкие эти колеса. 

     Трассу, подобную этой по ее удаленности от автомагистрали организаторы предложили только один раз на участке от Иваново до Суздаля. Маршрут был таков: Иваново-Тейково-Нерль-Сокатово-Суздаль. Маршрут был хорош.

     Одной очень грубой ошибкой организаторов было то, что они подумали только о тех, кто не любит ночевать в палатках и потому отмечались для ночеовок только места с мотелями или гостиницами. Обещанных мест для установки палаток ни разу не было рядом. Все время их приходилось тяжело искать, причем обычно уже в сумерках. В Петровском Ботике мы попытались стать с палаткой в парке-музее, потому что там были дрова, но нас оттуда выгнала доблестная охрана. На берегу озера было место прямо рядом с водой, но не было дров. Похожая картина ожидала любителей "палатки и костра" и на остальных ночевках. Когда въехали в Иваново нам с Олегом посоветовали ехать на выезд из города в сторону Тейково и вставать на ночлег там. Только не сказали, что чтобы выехать из города надо проехать 17 км, и это уже когда темнело. В результате, мы из последних сил, голодные проехали пост ГАИ и встали на первом же, похожем на подходящее, месте, как утром оказалось, посреди какого-то поля меж заброшенных садовых участков. В этот день я и Олег прошли свои рекордные и первые в жизни 150 км в день. Достижение, блин!

      Другой ошибкой был режим движения. Шутка ли крутить педали днем в самое пекло, да еще устраивать в это время гонку. Как правильно заметил Эдуард Аркадьевич Стовбунский: вместо того, чтобы стоять на обочине и сообщать проезжающему гонщику, что он прошел очередные 10 км, лучше было бы выливать на этого самомго гонщика ведро воды - вот это действительно поддержка была бы.

      Конечно, не каждый может встать очень рано утром, пока не слишком жарко двигаться, днем в самое жаркое время суток остановиться на дневку на берегу речки и побалдеть или даже доспать то время, которое недоспал утром, а ближе к вечеру, когда жара спадет, продолжать движение. Вместо (или вместе с) лежания на берегу речки можно провести экскурсию по городу. Но вот только в города мы въезжали обычно вечером, когда кремль и музеи обычно уже закрыты, зато в городе всегда есть...правильно, гостиницы для "нелюбителей палатки и костра", поэтому надо в городе быть вечером. Ну можно еще утром, но в обед, в самое пекло надо обязательно отправляться в путь или устраивать гонку. Как показатель: гонке всегда давали старт в 12.00. Ну да ладно, вроде все выжили, Дима Веселов, правда, перевернулся на второй день на Денди и сломал палец ноги. Миша Тымцуник побитый горной трассой во второй день пробега и окончательно добитый гонкой на третий день, тоже сошел с дистанции.
      Кстати, если видите туриста, экипированного по последнему слову техники и туристской моды, знайте, серьезный поход он не пройдет, а вся эта экипировка такому туристу, скорее всего, не пригодится.

      Но полуденный зной и фуры на трассе, неустроенность ночлега - это все фигня по сравнению с тем как мы въезжали в Москву. Ничто в этот жаркий день 12 августа на ровной и быстрой трассе М7 не предвещало того ада, в который мы попали на въезде. Кстати, сразу замечу, что организаторы не дружили с одометром и километровыми столбами на трассе: все время ошибались в расстояниях в ту или в другую сторону. Участок Липны-поворот на Электрогорск должен был быть по их словам порядка 40-45 км, но оказалось что все 60! Вообще этот дневной этап был словно буря: многокилометровая гонка на одном дыхании, затишье и отдых в Ногинске на площади у фонтанов и ... ад. Другим словом и не назовешь. 

       Настоящий ад! Ульяновский на выезде из Ногинска осторожно заметил: "Только бы не было пробки на въезде в Москву". Даже ежики в провинциальной Казани знают, что не стоит въезжать в Москву в воскресенье вечером и выезжать из нее в пятницу вечером, потому что в пятницу все ломятся на дачи, за город, а в воскресенье как раз возвращаются. Или это еще даже не пробка была, но когда машины движутся рывками со скоростью пешехода и не дают тебе проехать по обочине, потому что и там теперь тоже чуть-ли не две полосы движения, можно подумать, что все же пробка. И ты весь в пыли и становится страшно, что тебя в этой пыли могут не заметить и "наступить".

        Увидев первый же подземный пешеходный переход я со Стовбунским нырнул на другую сторону дорогу и мы поехали по обочине на встречке. Нарушаем, конечно, но довольно безопасно, тем более видно придурков за рулем, которые тоже пытаются ехать по обочине и им можно вовремя показать неприличный жест. На посту ГАИ на нас не обратили никакого внимания и мы еще больше уверовали в свою правоту.

       В Балашихе, в черте города обочина стала узкой и ехать так стало небезопасно, поэтому было решено перебраться на правильную правую сторону и продолжать движение по ней, тем более что пробка здесь уже не существовала. Затем был финиш на въезде в Мокву перед МКАД, награждение несомненно заслуженного победителя - Олега Халикова.
И было желание: "Хочу снова в путь! Хочу крутить педали!".

       Все ошибки и просчеты организаторов я уже отметил в тексте, но все же сведу их еще раз сюда.
         1. Режим движения выбран неверно: в самое пекло днем надо отдыхать на берегу речки, а не жарить свои тела. Лучше всего выезжать рано утром, не позже 7.00, остановиться в 11-12 часов, а продолжать движение после 15.00.
        2. Места для ночевок выбирались исходя из пожеланий людей, любящих комфорт, о туристах никто не подумал. Нужно заранее отмечать возможные места установки палаток, желательно вдали от населенных пунктов из соображений безопасности. 
        3. Цель акции совершенно расплывчата: проверить в дорожных условиях многокилометрового пробега самодельные машины, показать их людям. Первая часть цели может и достигалась, хотя для полноценной проверки явно нехватало плохих дорог, но вторая ее часть совершенно не достигнута. Нужно совмещать дневки хотя бы через день со стоянками и покатушками по центральной части  города. Кроме того надо включать в маршрут участки даже лесных грунтовых дорог.
        4. Маршрут проложен по загруженным автодорогам, что только вредит здоровью и нервам участников. минимизировать такие участки, а маршрут привязывать к второстепенным дорогам, пусть даже и неизведенным - так даже интереснее.  Километры, намотанные на  колеса веломобилей куда менее важны по сравнению с впечатлениями, полученными в походе. С той же целью в качестве машины сопровождения лучше выбирать внедорожник.
         5. Замыкать кольцо в Москве совершенно незачем. Никто не мешает нам сесть в электричку и приехать так в Москву, завершив  самоходную часть маршрута, скажем, во Владимире. Эта приниципиальность: пройти весь путь своим ходом на самом деле никому не нужна.
         6. Маршруты каждый год должны быть разными. В 2006 году был такой же маршрут. В следующем году по точно такому же маршруту никто не поедет, ибо уже скучно. Лучше всего и интереснее если вся команда будет одношерстной и все будут жить в палатках, причем все снаряжение везти на себе. Машина нужна только для экстренных случаев, например увезти пострадавшего в больницу или погрузить сломаный велик на багажник и довезти до ближайшей мастерской.
         7. Нужно привлекать к пробегу спонсоров, поскольку мы очень заметны и интересны для окружающих, то надо этим пользоваться. Например, брать по немногу, но со всех: воду пусть предоставит компания Пепси или кока-кола или любой производитель питьевой  воды, связь какой-нибудь сотовый оператор. Даже машину сопровождения можно обеспечить бензином с их же помощью. А мы поносим халявные футболки с логотипами спонсоров или даже предоставим рекламные места на своих машинах. А то накладная получается поездочка.


        В целом пробег удался, спасибо за старания организаторам и лично Вениамину Вениаминовичу Ульяновскому! Для меня это была проверка своих сил и нашего веломобиля Денди. Как сказал мне на финише Ульяновский: "У тебя сильный характер, Денис, ты на характере дошел до финиша!" Может быть, Вениамин Вениаминович, но это Денди довез меня до финиша, эта замечательная машинка на свои маленькие колесики от детского велосипеда намотала больше 800 км различных дорог, и не подвела и ниразу не сломалась!
       Так что можете, конечно, верить в мой характер, спасибо вам за комплимент, а я верю в Денди!