Сандро против Ньютона и прочих "архимедов"(23.04.08)

Ульяновский В.В.                                     19.04.08 г. 
 
 

     Великий механик Архимед покачнулся, но устоял, чертяка!

     Изобретатели- люди не от мира сего, а изобретательство велосипеда - диагноз! Убежден, так как и сам  иногда балуюсь этим (и с удовольствием, должен сказать!).

     На технической конференции в МАДИ в январе с.г. С.Кипиани  не удалось склонить аудиторию на свою сторону. В приватных наших дебатах  точечные атаки на остатки  технического образования, полученного мной в «бауманке», тоже не принесли ему решающего успеха.

      И вот в субботу 19-го апреля Сандро на олимпийской велотрассе  в  Крылатском в очередной раз решил продемонстрировать достоинства изобретенного им привода велосипеда. На малом кольце, протяженностью в 4300 метров, состоялись три испытательных заезда. 

 
 

      В первом  автор на «Старт-шоссе» стандартной комплектации показал результат  11 мин 40 сек. Во втором пересел на точно такой же велосипед из советского прошлого, но с оригинальным приводом свой конструкции. Результат на сей раз гораздо лучше - 11 мин 25,16 сек.

      Направление движения в заездах  было «против хода», т.е. в сторону более крутого подъема в гору. В них компанию Сандро составил на супер-велоконе Колыбин А.Ф. - серебряный призер Чемпионата мира 2007 года в гонках на треке в категории «мастер» (ветераны спорта). Собственно, Альберт Федорович профессионально засвидетельствовал только основные фазы  дистанции: старт и подъем в гору, а также прохождение финишного отрезка дистанции. За изобретателем  следовал микроавтобус откуда велась видеосъёмка с фиксацией (посекундно) прохождения  каждого метра трассы. 

 
 

      Сфотографировались, распрощались с А.Ф.Колыбиным, и...возникла  интрига! Часть видеосъемки забраковали - какая-то кнопка, а съёмку вели через люк в крыше микроавтобуса, не сработала - наверное, отключилась на срезе люка.

       Пришлось повторить заезд с новым приводом еще раз. На сей раз я тоже ехал в «Митсубиси», и сквозь прицел своего фотоаппарата видел как Сандро резво летел  по дистанции (могу быть свидетелем). И тут сюрприз - результат еще улучшился: 11 мин 15,56 сек. Причину искали недолго - решили, что велогонщику помог свитер, который он одел перед стартом. 

 

      Конечно, последнее - это шутка. Но проанализировать результаты сложно.

       Во-первых, испытатель один. Он же и автор изобретения, т.е. лицо, заинтересованное в успехе. Во- вторых: критерием оценки  заездов является  пульс гонщика на старте-финише, т.е., косвенно,  его энергозатраты на прохождение дистанции, а также его собственные ощущения.

      Теперь об основном - о техническом решении, на которое получен патент.  

      Суть изобретения объяснить не осмелюсь (опасаюсь не хватит  инженерных знаний!), а вот из чего состоит велопривод - пожалуй, осилю. 

 
 
 

      В нем две одинаковые половинки (железные!). Каждая представляет чечевицеобразный дырявый лист толщиной в полсантиметра. На ней вблизи края  с обеих сторон приварен груз в виде двух прямоугольных накладок. На валу каретки закреплен массивный (ну, о-о-чень массивный!) шатун и к его концу приварена эта пластина  заостренной частью.  Здесь же, но  уже с другой стороны пластины, приварен еще один шатун, который тянется до её другого заострения. И вот там-то в него и вкручена педаль! Уф-ф, смог-таки!

      А если серьёзно, то, скорое всего, привод Кипиани состоит из двух своеобразных маховиков общим весом  почти в 8 кг, и у обоих центры тяжести смещены в сторону одной из педалей. Зачем - не понимаю!

     Сандро же считает, что изюминка его привода совсем иная. Бог с ним! Главное - ему комфортно на своем велосипеде, правда,  при езде ноги чуть-чуть враскоряку: мешают острые углы  приваренных грузов. 

 

     Вообще-то, я испытываю теплые чувства к  этому человеку, хоть и знаком с ним сравнительно недавно. Он - энтузиаст, он - увлеченный человек, он верит в свою идею, продвигает её и  тем живет. Ему шестьдесят три, спортивен, ищет новые пути гармоничного взаимодействия  с Природой, да и живет по иным - отличным от большинства людей -  законам. Неординарен - тем и интересен! 

 
 

     Что в сухом остатке?

     С одной стороны, не уважать очень древнего Архимеда  никак нельзя: уж  свойства рычага он точно знал. Иначе не требовал бы опоры, суля  повернуть Землю.

      Но и не верить бесконечно С.Кипиани,  убежденному в своей правоте, в том,  что с новым приводом он влегкую идет в гору на более высокой передаче - тоже не гоже. Все-таки и у этого человека  седина в голову. Да и опыт велосипедиста у него немалый.  А вдруг таится какой-то неведомый секрет в чертовых дополнительных килограммах железа, нанизанных на вал каретки, и действительно чем-то помогают они велогонщику?

      Общение десятки лет с велокулибиными приучило меня не торопиться отрицать «заведомо бредовые» идеи. 

 

     Было б здорово конечно, кабы Сандро решился испытать свой привод на разных  конструкциях веломобилей в нынешнем «Тест-туре»! Тогда б и спорам конец. Только согласится ли?