Сандро против Ньютона и прочих "архимедов"(23.04.08)
| |
Великий механик Архимед покачнулся, но устоял, чертяка! Изобретатели- люди не от мира сего, а изобретательство велосипеда - диагноз! Убежден, так как и сам иногда балуюсь этим (и с удовольствием, должен сказать!). На технической конференции в МАДИ в январе с.г. С.Кипиани не удалось склонить аудиторию на свою сторону. В приватных наших дебатах точечные атаки на остатки технического образования, полученного мной в «бауманке», тоже не принесли ему решающего успеха. И вот в субботу 19-го апреля Сандро на олимпийской велотрассе в Крылатском в очередной раз решил продемонстрировать достоинства изобретенного им привода велосипеда. На малом кольце, протяженностью в 4300 метров, состоялись три испытательных заезда. | |
В первом автор на «Старт-шоссе» стандартной комплектации показал результат 11 мин 40 сек. Во втором пересел на точно такой же велосипед из советского прошлого, но с оригинальным приводом свой конструкции. Результат на сей раз гораздо лучше - 11 мин 25,16 сек. Направление движения в заездах было «против хода», т.е. в сторону более крутого подъема в гору. В них компанию Сандро составил на супер-велоконе Колыбин А.Ф. - серебряный призер Чемпионата мира 2007 года в гонках на треке в категории «мастер» (ветераны спорта). Собственно, Альберт Федорович профессионально засвидетельствовал только основные фазы дистанции: старт и подъем в гору, а также прохождение финишного отрезка дистанции. За изобретателем следовал микроавтобус откуда велась видеосъёмка с фиксацией (посекундно) прохождения каждого метра трассы. | |
Сфотографировались, распрощались с А.Ф.Колыбиным, и...возникла интрига! Часть видеосъемки забраковали - какая-то кнопка, а съёмку вели через люк в крыше микроавтобуса, не сработала - наверное, отключилась на срезе люка. Пришлось повторить заезд с новым приводом еще раз. На сей раз я тоже ехал в «Митсубиси», и сквозь прицел своего фотоаппарата видел как Сандро резво летел по дистанции (могу быть свидетелем). И тут сюрприз - результат еще улучшился: 11 мин 15,56 сек. Причину искали недолго - решили, что велогонщику помог свитер, который он одел перед стартом. | |
Конечно, последнее - это шутка. Но проанализировать результаты сложно. Во-первых, испытатель один. Он же и автор изобретения, т.е. лицо, заинтересованное в успехе. Во- вторых: критерием оценки заездов является пульс гонщика на старте-финише, т.е., косвенно, его энергозатраты на прохождение дистанции, а также его собственные ощущения. Теперь об основном - о техническом решении, на которое получен патент. Суть изобретения объяснить не осмелюсь (опасаюсь не хватит инженерных знаний!), а вот из чего состоит велопривод - пожалуй, осилю. | |
В нем две одинаковые половинки (железные!). Каждая представляет чечевицеобразный дырявый лист толщиной в полсантиметра. На ней вблизи края с обеих сторон приварен груз в виде двух прямоугольных накладок. На валу каретки закреплен массивный (ну, о-о-чень массивный!) шатун и к его концу приварена эта пластина заостренной частью. Здесь же, но уже с другой стороны пластины, приварен еще один шатун, который тянется до её другого заострения. И вот там-то в него и вкручена педаль! Уф-ф, смог-таки! А если серьёзно, то, скорое всего, привод Кипиани состоит из двух своеобразных маховиков общим весом почти в 8 кг, и у обоих центры тяжести смещены в сторону одной из педалей. Зачем - не понимаю! Сандро же считает, что изюминка его привода совсем иная. Бог с ним! Главное - ему комфортно на своем велосипеде, правда, при езде ноги чуть-чуть враскоряку: мешают острые углы приваренных грузов. | |
Вообще-то, я испытываю теплые чувства к этому человеку, хоть и знаком с ним сравнительно недавно. Он - энтузиаст, он - увлеченный человек, он верит в свою идею, продвигает её и тем живет. Ему шестьдесят три, спортивен, ищет новые пути гармоничного взаимодействия с Природой, да и живет по иным - отличным от большинства людей - законам. Неординарен - тем и интересен! | |
Что в сухом остатке? С одной стороны, не уважать очень древнего Архимеда никак нельзя: уж свойства рычага он точно знал. Иначе не требовал бы опоры, суля повернуть Землю. Но и не верить бесконечно С.Кипиани, убежденному в своей правоте, в том, что с новым приводом он влегкую идет в гору на более высокой передаче - тоже не гоже. Все-таки и у этого человека седина в голову. Да и опыт велосипедиста у него немалый. А вдруг таится какой-то неведомый секрет в чертовых дополнительных килограммах железа, нанизанных на вал каретки, и действительно чем-то помогают они велогонщику? Общение десятки лет с велокулибиными приучило меня не торопиться отрицать «заведомо бредовые» идеи. | |
Было б здорово конечно, кабы Сандро решился испытать свой привод на разных конструкциях веломобилей в нынешнем «Тест-туре»! Тогда б и спорам конец. Только согласится ли? |