ОТяПь оЧеПатка?(18.03.08)
| |
На сайте «картинки» недавно появилась вот эта фотография безымянного трехколесного веломобиля. Подпись под ней гласит: Москва,1980 год, экспонат выставки достижений народного хозяйства СССР. Все точно. Можно даже конкретизировать: это одна из выставок НТТМ, проходивших в преддверии Московской Олимпиады. А затем она плавно перешла в экспозицию, посвященную всемирному спортивному форуму. А вот дальше - нестыковка: указано, что его автор - некто, Гращенков Александр. | |
В конечном итоге - это не так уж и важно, что разработанный и изготовленный мною в 1976 году двухместный веломобиль «Колибри-35» в очередной раз получил новое авторство. За его жизнь подобных журналистских «ляпов» было предостаточно. В первые годы, когда «Колибри» в гордом одиночестве честно отрабатывал свой хлеб, порхая (и этим оправдывая свое название) с одной выставки на другую по разным городам СССР; когда термин «веломобиль» еще резал слух, не воспринимался всерьез, и, по привычке, его называли просто забавной педальной машиной для взрослых или велоавтомобилем, а иногда и первенцем каких-то заводов, или детищем коллективов авторов - это было даже интересно, так как создавало интригу. Но, с годами, почему-то все меньше хочется встречать подобные некорректности. «Колибри» честно отслужил почти десяток лет, пропагандировал новый (или хорошо забытый) вид транспорта, агитировал за здоровый образ жизни, обещал спасти от грозящего энергетического кризиса и гиподинамии. Получил авторские свидетельства на изобретения, различные призы и награды, не одну медаль ВДНХ. К НТТМ (см. первое фото) веломобиль готовили специалисты-макетчики ЦКБМ, где я работал тогда конструктором. Первоначально «Колибри» носил сочный ярко зеленый цвет кузова, а интерьер был черный матовый. (Долго выбирал, мучался, пока взгляд случайно не упал на роскошное пальто, промелькнувшей мимо москвички, и - вот оно, решение!). Но к Олимпиаде решили заново отшпаклевать и перекрасить в яркие цвета. Эскиз (с «языком» спереди, дабы скрыть угловатые формы кузова) разработал зиловский дизайнер А.Краснов. | |
«Колибри» завершил свои выступления в 1985 году на открытии Х11-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов, лидируя в колонне десятка лучших веломобилей страны, которые демонстрировали возможности педального транспорта на стадионе в Измайлово перед трибунами почетных гостей во главе с Хуаном Антонио Самаранчем - Президентом Международного Олимпийского комитета. | |
Летом в 1979 году, «Колибри» решил стать путешественником и предпринял (неудачную, к сожалению) попытку проехать от Москвы до столицы Белоруссии. По его схеме было разработано несколько проектов для заводов, где рассматривалась возможность серийного производства веломобилей. Сохранилось немного фото веломобиля того времени: некогда было делать workblog , не думалось, что это может быть интересно через годы, да и изготовление цветных отпечатков с пленки было уделом профифотографов. Ну, а потом стали появляться конструкции веломашин в других городах и весях страны. И, конечно, более совершенные, комфортнее, динамичные. Это естественный процесс. И «Колибри» ушел «на пенсию». | |
Пусть даже и «Мишутка», как , любя, окрестили его в журнале «Наука и жизнь», звучит неплохо. Но, всё-таки... Хочется, чтобы этот веломобиль если и вспоминали сейчас , то называли по имени, полученному при рождении: «Колибри-35». |