ОТяПь оЧеПатка?(18.03.08)

Ульяновский В.В.   18.03.08 г.
 

      На сайте «картинки» недавно появилась  вот эта фотография безымянного трехколесного  веломобиля. Подпись под ней  гласит: Москва,1980 год, экспонат выставки достижений народного хозяйства СССР. Все точно. Можно  даже конкретизировать: это одна из выставок НТТМ, проходивших в преддверии Московской Олимпиады. А затем она плавно перешла в экспозицию, посвященную всемирному спортивному форуму. А вот дальше - нестыковка: указано, что его автор - некто, Гращенков Александр. 

 

      В конечном итоге - это не так уж и важно, что разработанный и изготовленный  мною  в 1976 году двухместный веломобиль «Колибри-35» в очередной раз получил новое авторство. За его жизнь подобных журналистских «ляпов» было предостаточно.  

       В первые годы, когда «Колибри» в гордом одиночестве честно отрабатывал свой хлеб, порхая (и этим оправдывая свое название) с одной выставки на другую по разным городам СССР; когда термин «веломобиль» еще резал слух, не воспринимался всерьез, и, по  привычке, его называли просто забавной педальной машиной для взрослых или велоавтомобилем, а  иногда  и первенцем каких-то заводов, или детищем коллективов авторов - это было даже интересно, так как  создавало интригу. Но, с годами, почему-то  все меньше хочется  встречать подобные некорректности.

       «Колибри» честно отслужил  почти десяток лет, пропагандировал новый (или хорошо забытый) вид транспорта, агитировал за здоровый образ жизни, обещал спасти от грозящего  энергетического кризиса и гиподинамии. Получил  авторские свидетельства на изобретения, различные призы и награды, не одну медаль ВДНХ.

          К НТТМ (см. первое фото) веломобиль готовили специалисты-макетчики ЦКБМ, где я работал  тогда конструктором. Первоначально «Колибри» носил сочный ярко зеленый цвет кузова, а интерьер был черный матовый. (Долго выбирал, мучался, пока взгляд случайно не  упал на роскошное пальто, промелькнувшей  мимо москвички, и - вот оно, решение!). Но к Олимпиаде решили заново отшпаклевать и перекрасить в яркие цвета. Эскиз (с «языком» спереди, дабы скрыть угловатые формы кузова) разработал  зиловский дизайнер А.Краснов.  

 

        «Колибри»  завершил свои выступления в 1985 году на  открытии Х11-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов, лидируя в колонне десятка лучших веломобилей страны,  которые демонстрировали возможности педального транспорта на стадионе  в Измайлово перед трибунами почетных гостей во главе с Хуаном Антонио Самаранчем - Президентом  Международного Олимпийского комитета. 

 
       Летом  в 1979 году, «Колибри» решил стать путешественником и предпринял (неудачную, к сожалению) попытку проехать от Москвы до столицы Белоруссии.

        По его схеме было разработано несколько проектов   для   заводов, где рассматривалась возможность серийного производства веломобилей.

       Сохранилось немного   фото веломобиля того времени: некогда было делать workblog , не думалось, что это может быть интересно через годы,  да и изготовление  цветных отпечатков с пленки было уделом профифотографов.  

       Ну, а потом стали появляться  конструкции веломашин  в других городах и весях страны. И, конечно, более совершенные, комфортнее, динамичные. Это естественный процесс.  И «Колибри» ушел «на пенсию».  

 

     Пусть даже и «Мишутка», как , любя, окрестили его в журнале «Наука и жизнь»,  звучит неплохо. Но, всё-таки... 

      Хочется, чтобы этот веломобиль если и вспоминали  сейчас , то называли по имени, полученному при рождении: «Колибри-35».